Об унификации понятия коммерческой концессии и его законодательном закреплении в России и за рубежом

(Ющенко Н. А.) ("Внешнеторговое право", 2007, N 1) Текст документа

ОБ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Н. А. ЮЩЕНКО

Ющенко Н. А., соискатель кафедры предпринимательского и финансового права Института экономики, управления и права (г. Казань).

Понятию коммерческой концессии в отечественной и зарубежной литературе уделено значительное внимание. На сегодняшний день существует множество подходов к его уяснению. Однако теоретический анализ рассматриваемого понятия должен иметь практическое значение, а выработка рекомендаций по унификации терминологии - ее реальное применение. Одной из проблем в российском законодательстве является унификация терминологии в сфере коммерческой концессии. Причем проблема состоит не только в выборе используемого понятия, но и в содержании, которое в него вкладывается. Таким образом, необходимо, во-первых, выработать единую терминологию в сфере коммерческой концессии, а во-вторых, разработать точные их дефиниции с целью однозначности понимания и применения как гражданами, так и правоприменительными органами. Устранение названных проблем позволит разрешить несколько задач: приблизит российское законодательство в сфере коммерческой концессии к международным стандартам; облегчит применение института и отдельных его инструментов в предпринимательской деятельности; обеспечит возможность единообразного понимания правоприменительными органами России, зарубежными странами и международными организациями; будет способствовать эффективности применения отечественного законодательства в развитии экономических отношений как на отечественной, так и на международной арене. Разрешение проблемы, связанной с унификацией юридической терминологии, необходимо проводить в три этапа, которые можно охарактеризовать как аналитический, подготовительный и основной. На первом этапе необходимо выявить и проанализировать всевозможные мнения и подходы к определениям в области коммерческой концессии, а также изучить по этому вопросу действующее российское, зарубежное и международное законодательство. На втором этапе при помощи логико-понятийного анализа юридического языка необходимо разработать перечень терминов с их семантической моделью, подлежащих унификации. На третьем этапе уточнения систематизацию и унификацию понятия можно разбить на несколько подэтапов, в рамках которых необходимо: - учесть все известные русские наименования - синонимы, обозначающие данное понятие. При отсутствии таковых использовать аналогичные синонимы иностранного происхождения; - отделить слова устаревшие, не подлежащие употреблению в современном юридическом языке; - отделить наименования, не отвечающие стилистическим нормам русского языка; - оставшиеся термины проанализировать с точки зрения традиции, давности их употребления в отечественной и международной практике, устойчивости в юридическом языке <1>. -------------------------------- <1> Прим. авт.: в основу разработки второго и третьего этапов унификации терминологии коммерческой концессии положена теория В. Ю. Туранина (Туранин В. Ю. Проблемы и перспективы унификации терминологии // Журнал российского права. 2002. N 11. С. 46).

В результате проделанной работы для устранения терминологического разнобоя следует выработать основные наименования соответствующих юридических понятий с обязательной расшифровкой их содержания, которые должны быть подвергнуты систематизации как стандартные и обязательные к употреблению в юридическом языке и во всех нормативных правовых актах Российской Федерации. Нестабильность терминологического поля создает прямую угрозу эффективности как нормотворческого процесса, так и дальнейшего применения законодательства о коммерческой концессии. Особое внимание необходимо уделить международной терминологии, так как унификация норм российского законодательства с нормами международными "позволит использовать общепризнанную терминологию и создать необходимую для развития франчайзинга в России правовую базу" <2>. -------------------------------- <2> Орлова О. А. Договор коммерческой концессии по российскому и зарубежному законодательству: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 11.

Разработанные термины и их определения должны быть в дальнейшем включены в дефинитивные нормы Федерального закона "О франчайзинге в Российской Федерации" <3>, которые обеспечат правильность, единообразность понимания понятий и терминов, используемых в данном Законе, а также и всей отрасли гражданского права. Дефинитивная норма сама по себе не содержит какого-либо правового предписания, не имеет самостоятельного регулятивного значения и, следовательно, не может применяться отдельно от иных правовых норм, понятийный аппарат которых он разъясняет <4>. -------------------------------- <3> См. более подробно о Федеральном законе "О франчайзинге в Российской Федерации": Ющенко Н. А. О Федеральном законе "О франчайзинге в РФ" // Аспирант и соискатель. 2006. N 4. С. 79 - 82. <4> Сергеев А. А. Об особенностях применения дефинитивных правовых норм // Закон. 2003. N 11. С. 118.

Рассмотрим некоторые из существующих в настоящее время понятий коммерческой концессии, нашедших свое закрепление в отечественном и иностранном законодательстве. Легализованное российским гражданским законодательством понятие договора коммерческой концессии не в полной мере раскрывает его суть. Так, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т. д. (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). Подобные отношения в сложившейся международной практике именуются "франчайзингом" <5>. Однако законодатели разных стран, вырабатывая его определение, неодинаково подходят к смыслу и содержанию этого термина. При этом используются и применяются такие термины, как "франшиза", "франшизное соглашение", "комплексная предпринимательская лицензия" и другие. Как отмечает Р. Бальди, трудности в выработке определения франчайзинга обусловлены очень широкой гаммой различных форм, в которых он реализуется на практике, и его особенностями, проявляющимися в каждой отдельной стране <6>. -------------------------------- <5> Франчайзинг (от англ. franchising - право, привилегия). <6> Baldi R. Le droit de la distribution commerciale dans e Europe communautaire. Kluwer. Bruxelles, 1989. P. 131.

Закон Республики Молдова от 1 октября 1997 г. N 1335-XIII "О франчайзинге" <7> в ст. 1 определяет франчайзинг как систему договорных отношений между предприятиями, в которых сторона, именованная франчайзер, предоставляет стороне, именованной франчайзи, право производить и (или) продавать конкретную продукцию (товар), оказывать конкретные услуги от имени и под товарным знаком франчайзера, а также право пользования его технической и организационной помощью. На основании приведенного определения можно сказать, что франчайзинг по своей сути является очень сложной системой договорных отношений и представляет собой целостность отношений аренды, лизинга, купли-продажи, предпринимательства (арендного подряда), представительства, совместного предприятия, предприятия с иностранным капиталом (п. 1 ст. 4). -------------------------------- <7> Monitorul Oficial N 82 - 83 от 11 декабря 1997 г.

В законодательстве Республики Казахстан франчайзинг назван как комплексная предпринимательская лицензия, представляющая собой предпринимательскую деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу <8>. -------------------------------- <8> Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 г. N 330 "О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)" // http://www. pavlodar. com/zakon? dok=02103&ogl=all.

Аналогично Республике Казахстан в Гражданском кодексе Республики Беларусь в гл. 53 франчайзинг также является синонимом комплексной предпринимательской лицензии. В ст. 910 ГК Республики Беларусь дается только определение договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), т. е. договора франчайзинга, согласно которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя. В США имеется специальное законодательство о франчайзинге как федеральное, так и принятое в отдельных штатах, но собственно франшизных отношений оно не регулирует, а посвящено в основном преддоговорным отношениям сторон и заключению соглашения. В актах используются понятия "франшиза" или "франчайзинг" <9>. -------------------------------- <9> Сосна С. А., Васильева Е. Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. С. 209.

В Постановлении N 436 "Требования о раскрытии информации, запретах, касающихся франчайзинга, и благоприятных условиях франчайзинга" 1978 г. Федеральная торговая комиссия США (ФТК) определяет "франшизу" как длительные коммерческие отношения, возникающие по любому соглашению в соответствии с которым: 1. (А) Франчайзи предлагает, продает или сбывает другому лицу (но не франчайзеру) товары или услуги, которые идентифицированы торговой маркой, знаком обслуживания, фирменным наименованием, рекламой или иным коммерческим символом, определяющим фирму-франчайзера; или отвечают стандартам качества, прямо или косвенно предписанным франчайзером; или поставляются франчайзером; или поставляются третьим лицом (поставщиком), с которым франчайзи ведет дело и который прямо или косвенно рекомендован франчайзером и связан с ним. (Б) Франчайзер осуществляет или имеет полномочия осуществлять тщательный контроль за методами работы франчайзи, включая организацию предприятия, рекламные мероприятия, маркетинг, деловые связи; или обеспечивает франчайзи различными торговыми точками или обслуживает его расчетные операции по торговле указанными товарами или услугами; или обеспечивает помещения предприятия-франчайзи автоматами для продажи мелких товаров, стеллажами или другим инвентарем, используемым франчайзи, когда последний предлагает, подает или сбывает товары или услуги от имени франчайзера; или предоставляет франчайзи услуги лица, способного обеспечить его розничными точками, помещениями или другими услугами, перечисленными выше. 2. Франчайзи при условии приобретения права на франшизную деятельность или на открытие деятельности в рамках франшизной системы обязан произвести оплату франчайзеру или его филиалу <10>. -------------------------------- <10> Franchising in U. S. Economy: prospects and problems. Committe on small business. House of representatives. Washington, 1990. P. 21 - 27.

Насколько в другом аспекте рассматривается франчайзинг законодательством некоторых штатов США. Так, в Законе штата Калифорния "О франшизных отношениях" 1970 г. "франшиза" означает договор или соглашение между двумя или большим числом лиц, в соответствии с которым: предприятие-франчайзи получает право заниматься предпринимательством, предлагая, продавая товары или оказывая услуги согласно плану по маркетингу или по системе, разработанной в существенной степени предприятием-франчайзером; предпринимательская деятельность предприятия-франчайзи осуществляется в соответствии с таким планом либо система в существенной степени ассоциируется с торговой маркой франчайзера, знаком обслуживания, логотипом, рекламой или другим символом, определяющим предприятие-франчайзера или его филиал; предприятие-франчайзи должно выплатить, прямо или косвенно, компенсацию франчайзеру <11>. -------------------------------- <11> Мендельсон Мартин. Руководство по франчайзингу. М.: Сибли Интернэшнл, Инк., 1995. С. 21 - 22.

В Великобритании франчайзинг получил определение в 1986 г. в Законе "О финансовых услугах" как соглашение о праве на ведение предпринимательской деятельности, согласно которому лицо получает прибыль или доход, пользуясь предоставленным ему по соглашению правом использовать торговую марку, дизайн или другую интеллектуальную собственность, либо репутацию, ассоциируемую с ними <12>. -------------------------------- <12> Сосна С. А., Васильева Е. Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. С. 167.

В Законе Франции от 31 декабря 1989 г. N 89-1008 "О развитии коммерческих и кустарных предприятий и улучшении экономических, правовых и социальных условий их функционирования" (Закон Дубена) <13> франчайзинг определяется как предоставление одним лицом в распоряжение другого лица торгового имени или марки, с требованием от последнего соблюдения в своей деятельности отношений эксклюзивного или почти эксклюзивного характера. -------------------------------- <13> Journal official de la Republique Francaise, 02/01.1990.

Модельный закон "О раскрытии информации о франшизе", разработанный экспертами Международного института унификации частного права (УНИДРУА) в Риме в 2002 г., использует термин "франшиза" и раскрывает его как право, предоставленное одной стороной (франчайзером), уполномочивающее и обязывающее другую сторону (франчайзи) в обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию осуществлять предпринимательскую деятельность по продаже товаров или оказанию услуг от своего имени, но по системе, разработанной франчайзером, которая включает в себя: ноу-хау и содействие со стороны франчайзера, предписывает основные приемы и способы, которыми должна осуществляться деятельность, предусматривает текущий контроль со стороны франчайзера и использование товарного знака, знака обслуживания, фирмы или логотипа, принадлежащих франчайзеру. Под понятие франшизы также подпадают: - права, предоставленные франчайзером субфранчайзеру в соответствии с соглашением о мастер-франчайзинге; - права, предоставленные субфранчайзером субфранчайзи в соответствии с субфранчайзинговым соглашением; - права, предоставленные франчайзером другой стороне в соответствии с соглашением о развитии <14>. -------------------------------- <14> Model franchise disclosure law. UNIDROIT. Rome, 2002 // http:// www. franchise. org.

Важную роль в определении франчайзинга и обосновании его правовой природы в Европе сыграло решение Европейского Суда по делу N 161/84 от 28 января 1986 г. (дело "Pronuptia") <15>, который указал, что франчайзинг следует рассматривать как договор sui generis, отличный как от традиционных торгово-посреднических договоров (агентских, комиссионных и т. п.), так и от эксклюзивных распределительных договоров типа коммерческой концессии. Франчайзинг представляет собой возможность использовать независимым торговцам за плату фирменное наименование и коммерческие методы предприятия-дистрибьютора. Для франчайзера (предприятия-дистрибьютора) - это возможность извлекать финансовый доход из своих предпринимательских методов и опыта без дополнительных затрат собственного капитала. В странах континентально-правовой системы суды не играют самостоятельной нормотворческой роли, исключением из этого порядка является судебная практика по франчайзингу Европейского Суда, имеющая значение только для стран - участниц ЕС, чьи решения имеют прецедентный характер <16>. -------------------------------- <15> Pronuptia de Paris GmbH v. Pronuptia de Paris Irmgard Schillgalis // Franchising. Law and Practice. John Hamilton Pratt, M. A. London, 1998. P. A23001 - A23030. <16> European Communiti Law after 1992. A practical quide for lawyers outside the Common Marcet. Deventer, 1993. P. 18 (цит. по: Сосна С. А., Васильева Е. Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. С. 68).

В определении франчайзинга, закрепленном в Регламенте КЕС N 4087/88 <17>, раскрывается одна из важных его составляющих - франшиза, означающая пакет прав промышленной или интеллектуальной собственности, относящихся к товарным знакам, фирменным наименованиям, вывескам магазинов, полезным моделям, дизайну, авторскому праву, ноу-хау или патентам, которые должны использоваться для перепродажи товаров или оказания услуг конечным потребителям. Под франшизным соглашением согласно этому же Регламенту понимается соглашение, посредством которого одно предприятие, франчайзер, предоставляет другому предприятию, франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое встречное удовлетворение право использовать франшизу для продвижения на рынке определенных видов товаров и (или) услуг; оно включает как минимум обязанности, относящиеся к: -------------------------------- <17> Регламент Комиссии ЕС N 4087/88 от 30 ноября 1988 г. // European Community Law after 1992. A practical guide for lawyers outside the Common Market. Kluwer. Deventer, 1993. P. 493 - 550.

использованию общего наименования или вывески магазина и предоставлению единообразно оформленных помещений и (или) средств транспорта, указанных в договоре; сообщению франчайзером франчайзи ноу-хау; длительному предоставлению франчайзером франчайзи коммерческой или технической помощи в течение срока действия соглашения. В ряде европейских стран, таких как Франция, Бельгия, Швейцария, используется термин "коммерческая концессия", но употребляется он в качестве "эксклюзивного" договора, т. е. соглашения, в силу которого передается право на исключительное распространение товаров третьим лицам <18>. Это значит, что в течение срока действия договора правом продавать этот товар на установленной в договоре территории будет обладать только контрагент производителя товара, что обеспечивает ему определенную монополию в отношении этого товара на договорной территории <19>. Следовательно, можно сделать вывод, что "коммерческая концессия" в данных европейских странах по своей правовой природе отличается от "коммерческой концессии", закрепленной в гл. 54 ГК РФ. -------------------------------- <18> Сосна С. А. Новое в гражданском праве: франчайзинг // Государство и право. 1997. N 7. С. 29. <19> Гражданское и торговое право капиталистических государств. Издание третье, переработанное и дополненное / Отв. ред. Е. А. Васильев. М.: Международные отношения, 1993. С. 380 - 384 (автор - Ю. И. Свядосц).

Из приведенных выше легальных определений, закрепленных в законодательных актах рассмотренных стран, следует, что, во-первых, нет единой признанной терминологии, обозначающей один и тот же способ предпринимательской деятельности. Так, используются понятия "франчайзинг", "франшиза", "комплексная предпринимательская лицензия". Во-вторых, проводится разграничение, хотя и не всегда четкое, в различии правовой природы "франчайзинга", "коммерческой концессии" (так называемых эксклюзивных договоров). В-третьих, существует значительное расхождение в понимании франчайзинга США и европейскими странами. Как справедливо отмечает Г. Б. Кочетков, "несмотря на значительные меры по унификации законов, которые регулируют правила ведения бизнеса в странах Европейского союза, по-прежнему сохраняются значительные различия в законодательствах, которые препятствуют быстрому распространению франчайзинга" <20>. -------------------------------- <20> Кочетков Г. Б. Франчайзинг: организация малого бизнеса // США. Канада: экономика, политика, культура. 2000. N 4. С. 103.

На наш взгляд, рассматриваемые отношения должны именоваться франчайзингом. Во-первых, этот способ предпринимательства зародился и сформировался за рубежом. Во-вторых, в большинстве стран он именуется франчайзингом. В-третьих, сложилась достаточно стабильная практика применения данной терминологии как в иностранных государствах, так и в России. Франчайзинг более широкое понятие, чем само франчайзинговое соглашение, так как может включать и иные соглашения: лицензионный договор, договор о совместной деятельности, договор купли-продажи и т. п. Таким образом, франчайзинг - это система продвижения на рынке товаров и (или) услуг, а также технологии, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - франчайзером и франчайзи. Франчайзинг можно определить как способ осуществления предпринимательской деятельности, формируемый через систему контрактных отношений, при которых одна сторона, именуемая франчайзер, на определенных условиях, в том числе и на встречном финансовом удовлетворении, предоставляет другой стороне - франчайзи - право использовать свое фирменное наименование, торговую марку, знак обслуживания, товарный знак, технологию ведения бизнеса, бизнес-идею, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности франчайзи.

Название документа