Российская организация планирует осуществлять поставку товаров на территорию Республики Беларусь с целью продажи их белорусским гражданам. Для этих целей товары, упакованные в посылки со штрихкодом "Безликие посылки", будут отгружаться в г. Минск в адрес белорусской почты, которая по заказу российской организации будет осуществлять оформление и отправку посылок адресатам

Являются ли эти посылки международными почтовыми отправлениями для целей уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с гл. 44 Таможенного кодекса Таможенного союза? Обязана ли российская организация представлять в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров?

Ответ: Почтовые отправления (товары, упакованные в посылки со штрихкодом "Безликие посылки") от российской организации в Республику Беларусь, которые будут отгружаться в г. Минск в адрес белорусской почты, которая по заказу российской организации будет осуществлять оформление и отправку посылок адресатам, являются внутрисоюзными почтовыми отправлениями (далее - ВПО), перемещение которых не подпадает под гл. 44 Таможенного кодекса Таможенного союза. При вывозе ВПО на территорию Республики Беларусь российская организация не должна представлять в таможенные органы статистическую форму учета перемещения товаров.

Обоснование: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" обмен почтовых отправлений между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств, относится к международной почтовой связи.

Отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является и Российская Федерация (ст. 4 Федерального закона N 176-ФЗ).

Согласно пп. 16 п. 1 ст. 4 ТК ТС под международными почтовыми отправлениями (МПО) понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы территории Таможенного союза, поступающие на ее территорию из третьих стран или следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.

Правительства государств - членов Таможенного союза, основываясь на положениях гл. 44 ТК ТС, приняли Соглашение от 18.06.2010 "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" (далее - Соглашение).

В соответствии со ст. 2 Соглашения внутрисоюзными почтовыми отправлениями являются почтовые отправления, пересылаемые из одного государства - члена Таможенного союза в другое государство - член Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не входящего в Таможенный союз.

При этом внутрисоюзные почтовые отправления не подлежат таможенному контролю, не помещаются под таможенные процедуры, в отношении их не совершаются таможенные операции (ст. 8 Соглашения).

Таким образом, для таможенных целей объектом таможенных операций и таможенного контроля являются исключительно МПО, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза.

Особенности таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, совершаемых при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с этой территории, а также при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, определяются гл. 44 ТК ТС, а также Соглашением.

Пунктом 3 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС", предусмотрено, что Правила не распространяются в том числе на товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях.

По нашему мнению, под международными почтовыми отправлениями в целях применения Постановления Правительства РФ N 40 понимаются внутрисоюзные почтовые отправления, так как указанным Постановлением определяется порядок ведения статистики в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза или вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, при пересылке товаров во внутрисоюзных почтовых отправлениях российская организация не должна представлять в таможенные органы форму статистики учета перемещения товаров.

В. И.Суколенова

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

30.06.2014