Дистанционная торговля товарами

(Орешкина О. В.) ("Внешнеторговое право", 2007, N 1) Текст документа

ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ

О. В. ОРЕШКИНА

Орешкина О. В., доцент кафедры гражданского права и процесса МГУ им. Н. П. Огарева, кандидат юридических наук.

Современный этап развития потребительских отношений характеризуется тем, что все большее число потребителей вовлекается в торговый оборот, исключающий возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром (например, путем осмотра его вне места продажи). Это обусловлено во многом быстрым распространением глобальной информационной сети Интернет, когда каждый желающий может заказать товар на дом, тогда как изготовитель (продавец), предлагающий его, может находиться даже в другой стране. Вышеназванный вид торговли получил наименование "дистанционная продажа товаров". В 2004 г. законодатель предпринял попытку упорядочить соответствующие отношения между продавцом и покупателем введением в Закон РФ "О защите прав потребителей" <1> ст. 26.1 "Дистанционный способ продажи товаров" <2>. -------------------------------- <1> Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 766. <2> Данная статья введена в действие Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5275.

Следует отметить, что включение в Закон РФ "О защите прав потребителей" положения, касающегося дистанционного способа продаж, корреспондирует с нормами действующего европейского законодательства. Так, Директива ЕС N 97/7 ЕС от 20 мая 1997 г. "О защите прав потребителей" использует словосочетание "дистанционная торговля". Ведение "дистанционной торговли" осуществляется посредством "дистанционных договоров". "Дистанционный договор" Директива определяет как "всякий договор по продаже товаров или предоставлению услуг, заключаемых между поставщиком и потребителем в соответствии с рассчитанной на неоднократное применение схемы предоставления товаров или услуг на расстоянии в период времени, предшествующий заключению договора, и в момент заключения договора". Однако включение данной статьи в нормы законодательства не только не упорядочило данные отношения, но и внесло путаницу в правоприменительную практику, так как продолжают действовать нормы и Гражданского кодекса РФ "О продаже товаров по образцам" (ст. 497 ГК РФ), Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам". В соответствии со ст. 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" дистанционная продажа товаров представляет собой розничную торговлю товарами с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках, посредством средств связи или иным способом. Таким образом, выделяются основные характеристики данной торговли. Во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств реализации товаров: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т. д. Однако, как показывает практика применения нормы о дистанционной торговле, она требует дальнейшего совершенствования и нуждается в особом правовом регулировании. В настоящее время Правительство РФ разрабатывает соответствующие правила продажи, в которых, по мнению автора, необходимо учесть следующие проблемные вопросы. Во-первых, необходимо законодательно определить субъектный состав рассматриваемых отношений, так как он не подпадает под круг тех лиц, кто участвует в потребительских отношениях, предусмотренных преамбулой Закона РФ "О защите прав потребителей". В отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют изготовитель, производящий товар, дистрибьютор или иное лицо, продающие его, и потребитель. В связи с тем что законодательно не закреплен данный субъект, не определен его правовой статус, на практике возникают различного рода проблемы. Так, например, по данным Роспотребнадзора РФ, при продаже парфюмерно-косметических товаров фирм "AVON", "Mary Kay", "ORIFLAME" продавцом являлись физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в результате чего при возникновении претензий к качеству товаров потребитель не имел возможности воспользоваться своими правами по законодательству о защите прав потребителей <3>. -------------------------------- <3> Государственный доклад о защите прав потребителей в 2005 году. С. 64.

Во-вторых, в основополагающих документах ЕС закреплено право на свободное перемещение людей, которое означает не только свободное передвижение, но и свободу "потребительской активности", т. е. возможность беспрепятственно приобретать товары или услуги, требовать возмещения ущерба в соответствующей форме в любой стране <4>. Однако российское законодательство содержит норму только в отношении дистанционной торговли товарами и никоим образом не регулирует порядок и условия предоставления услуг дистанционным способом. В то же время на телеэкранах звучит постоянный призыв воспользоваться услугами по перекачиванию музыки, иной информации различных операторов связи или же в настоящее время большим спросом пользуется такая услуга, как дистанционное обучение. -------------------------------- <4> Зименкова О. Н. Законодательство Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей. М., 1994. С. 21 - 22.

Кроме того, необходимо на уровне Правительства РФ разработать и принять конкретный перечень товаров, которые невозможно реализовывать путем дистанционных продаж. Подобная норма имеет место в абз. 2 п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, который предусматривает осуществление розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм <5>. При этом следует обратить внимание, что основной ассортимент реализуемой продукции на товарном рынке России при дистанционном способе продаж приходится на товары для профилактики и лечения в домашних условиях, в том числе биологически активные добавки - 45%, технически сложные товары - 30%, продовольственные товары - 25% <6>. -------------------------------- <5> Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 // Собрание законодательства РФ. 1998. N 4. Ст. 482; Собрание законодательства РФ. 2005. N 7. Ст. 560. <6> Государственный доклад по защите прав потребителей в 2005 году. С. 59.

В-третьих, наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как таковой, а недостаточная, недостоверная или ложная информация о продавце товара, потребительских свойствах и качестве товара. При этом следует исходить из того, что 80% реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов (либо вообще не представляется информация о продавце, предусмотренная ст. ст. 8, 9 Закона РФ "О защите прав потребителей", либо представляется, но в виде абонентского ящика, что не позволяет идентифицировать продавца и определить надлежащего ответчика по делу). В законодательстве следует закрепить, что при предоставлении необходимой и достоверной информации о товаре дистанционном способом продаж необходимо руководствоваться не только нормами ст. ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", но и учитывать иные нормативные акты, которые предусматривают отдельные способы и формы доведения информации до сведения потребителей. Например, Правила Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров". В-четвертых, законодательством о защите прав потребителей не определяются порядок, условия заключения договора на момент доставки товара, его форма, что приводит на практике к тому, что либо вообще не заключаются с потребителями соответствующие договоры, либо в них содержатся условия, ущемляющие права потребителя. Кроме того, при разработке новых правил необходимо учесть особенности заключения отдельных видов договора, как это предусмотрено в Правилах продажи отдельных видов товаров (в п. 51 оговаривается, что с товаром покупателю передается товарный чек, содержащий сведения о наименовании товара, даты продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего торговлю. В-пятых, за пределами правового регулирования остался вопрос о несвоевременном исполнении договора (задержка поставки) и ответственности со стороны так называемого продавца. В частности, глава 3 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрены последствия нарушения исполнителем сроков исполнения услуг: либо назначение новых сроков; либо взыскание неустойки и т. д. В то время как ст. 26.1 вышеназванного Закона предусматривает ответственность только за продажу товаров ненадлежащего качества в соответствии с главой 2 Закона.

Название документа