Законно ли в свете положений Гражданского Кодекса РФ и нормативных актов по приватизации применение Госналогслужбой РФ принципа универсальности правопреемства к обязательствам приватизированного предприятия по уплате налогов и иных платежей, не начисленных государственными предприятиями до приватизации и не указанными в акте оценки имущества?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 октября 1995 г. N 04-01-10

Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваше письмо по вопросу законности в свете положений Гражданского Кодекса Российской Федерации и нормативных актов по приватизации применения Государственной налоговой службой Российской Федерации принципа универсальности правопреемства к обязательствам приватизированного предприятия по уплате налогов и иных платежей, не начисленных государственными предприятиями до приватизации и не указанными в акте оценки имущества, и сообщает следующее разъяснение, рекомендованное Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

При реорганизации юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.

Если на момент реорганизации имущество реорганизуемого юридического лица уже было обременено обязательствами перед бюджетом по уплате недоимок и финансовых санкций, эти обязательства наравне с обязательствами перед другими кредиторами должны быть включены в разделительный баланс или передаточный акт. Поэтому вновь созданное юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизованного юридического лица, обязано оплатить как эту недоимку по налогу, так и санкции, предусмотренные статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (статья 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации). О предстоящей реорганизации налогоплательщик обязан сообщить налоговым органам в десятидневный срок с момента принятия решения о реорганизации (статья 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

Если налоговый орган, несмотря на такое сообщение, до окончания процесса реорганизации и составления разделительного баланса (передаточного акта) не выявил оставшиеся у реорганизуемого юридического лица недоимки, к вновь созданному юридическому лицу впоследствии не может применяться ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным юридическим лицом и выявленные после образования нового юридического лица. Однако в этом случае сумма недоимки может быть взыскана, поскольку она представляет собой задолженность перед государством независимо от того, была ли эта задолженность выявлена на момент реорганизации.

27.10.95 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ