Какие налоговые льготы предоставляются для поддержки народных художественных промыслов?
Ответ: В целях создания необходимых условий, направленных на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, действующим налоговым законодательством предусмотрен широкий перечень налоговых льгот.
По налогу на прибыль установлена льгота, в соответствии с которой не подлежит налогообложению прибыль от производства продукции традиционных народных, а также народных художественных промыслов.
По налогу на добавленную стоимость от налога на добавленную стоимость освобождены изделия народных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых приняты в установленном порядке. Образцы изделий должны утверждаться территориальными художественными Советами по декоративно-прикладному искусству (там, где они имеются), а также иными организациями, если местными органами власти им предоставлено такое право.
Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" (п."е" статьи 4) и внесенными изменениями данным налогом не облагается имущество предприятий народных художественных промыслов.
Кроме того, что касается местных налогов и сборов, то следует отметить, что согласно ст.21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают данные налоги и сборы на подведомственной им территории. С учетом этого лишь указанные органы вправе самостоятельно решать вопросы, определяющие порядок уплаты местных налогов и сборов, включая и предоставление налоговых льгот по ним.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 09.12.91 с последующими изменениями и дополнениями налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования.
Учитывая предусмотренные льготы, а также, начиная с 1996 года реальное снижение налогового бремени предприятий за счет отмены специального налога, налога на превышение нормируемого фонда оплаты труда и ряда других федеральных и региональных налогов, Департамент налоговых реформ считает, что это позволит смягчить налоговый и финансовый пресс для предприятий народных художественных промыслов.
05.10.95 Руководитель Департамента
налоговых реформ Минфина РФ
А. И.ИВАНЕЕВ