Каковы перспективы изменения законодательства по налогообложению прибыли и добавленной стоимости?

Ответ: Во исполнение Указа Президента от 23.05.94 N 1004 "О некоторых вопросах налоговой политики" при подготовке изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" внесены предложения об отмене отдельных малоэффективных и носящих узковедомственный характер льгот, в частности:

- по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений непроизводственного назначения. Одновременно восстанавливается льгота по финансированию капитальных вложений производственного назначения в порядке долевого участия;

- по прибыли банков и кредитных учреждений, полученной от предоставления целевых кредитов на срок три года и более предприятиям любых организационно-правовых форм, используемых на осуществление капитальных вложений по развитию их собственной производственной базы;

- по прибыли, предоставляемой предприятиям с иностранными инвестициями.

Проект Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом изменений принят в первом чтении Государственной Думой РФ.

Кроме того, Указом Президента РФ от 21.07.95 N 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации" в качестве одного из основных направлений налоговой реформы определено радикальное сокращение количества действующих налоговых льгот. Во исполнение этого поручения при подготовке проекта Закона ко второму чтению было предложено дальнейшее сокращение неэффективных налоговых льгот.

Отмена льготы по налогообложению прибыли для предприятий с иностранными инвестициями, доля иностранного участия в которых составляет 10 млн. долл. США, не решает вопрос развития той или иной отрасли народного хозяйства в силу создания очень небольшого количества такого рода предприятий. Поощрение таких предприятий через налоговые льготы будет снижать конкурентоспособность других (в частности, российских предприятий) и способствовать созданию монополии отдельных предприятий (в основном иностранных) в той или иной отрасли народного хозяйства.

Кроме того, в международной практике зачета налогов, уплаченных за рубежом, страна, в которой находится материнская компания, участвующая в создании совместного предприятия (или дочерней компании), как правило, имеет право облагать прибыль этой компании, включая полученную за рубежом, что фактически сводит на нет стимулирование притока в Россию иностранных инвестиций посредством предоставления налоговых льгот.

Что касается перспектив отмены льготы по налогу на добавленную стоимость на жилищное строительство, то эта льгота была установлена с 1 октября 1992 года и, как показала практика, ее применение не дало существенного удешевления строительства жилья по следующим причинам.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога по товарам (работам и услугам), использованным при осуществлении работ, освобожденных от налога на добавленную стоимость, к зачету не принимается, а относится на издержки производства и обращения. В связи с этим, сумма налога по строительным материалам, работам и услугам производственного назначения, используемым в ходе строительства, относилась на издержки производства, то есть включалась в сметную стоимость строительных работ и, в конечном счете, оплачивалась заказчиками. В результате применения льготы стоимость работ по строительству жилых домов снижалась незначительно - на 7-10 процентов, что в условиях свободных цен на рынке жилья практически не влияет на окончательную продажную цену квартир.

В соответствии с Федеральным Законом от 25.04.95 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" с 28 апреля указанная льгота отменена. При этом сохраняется льгота по работам, производимым в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, по строительству объектов социально-культурного и бытового назначения, инфраструктуры, домостроительных комбинатов и технологических линий, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными ими органами государственного управления.

05.10.95 Руководитель Департамента

налоговых реформ Минфина РФ

А. И.ИВАНЕЕВ