Каковы общие принципы налогообложения иностранных предприятий-нерезидентов Российской Федерации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 сентября 1995 г. N 04-01-12

В Российской Федерации применяется единый недискриминационный порядок налогообложения доходов (прибыли) хозяйствующих субъектов, установленный Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" N 2116-1 от 27 декабря 1991г. с последующими изменениями и дополнениями. Статья 1 указанного Закона определяет плательщиков налогов, к которым относятся юридические лица, образованные по законодательству Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

Иностранные юридические лица, не имеющие постоянных представительств в Российской Федерации, и, следовательно, не являющиеся резидентами Российской Федерации для целей налогообложения, не облагаются налогом на прибыль, полученной от коммерческой деятельности.

В отношении нерезидентов применяется принцип налогообложения отдельных видов их доходов, полученных из источников на территории Российской Федерации. Такие налоги удерживаются у источника выплат. Налогообложение осуществляется на основании принципа недискриминации и применяется в отношении всех категорий нерезидентов, вне зависимости от их страны - страны резиденции.

Таким образом, облагаются доходы, полученные иностранными резидентами на территории Российской Федерации в форме дивидендов, процентов по кредитам, роялти, доходов от оказания консультационных, технических, сервисных и т. д. услуг. В зависимости от вида дохода применяется ставка налога в размере 15 или 20 процентов, установленная статьей 10 указанного Закона.

Исключением из этого принципа недискриминации является налогообложение доходов нерезидентов, полученных на территории Российской Федерации, осуществляемое в соответствии с двусторонними Соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключаемыми Российской Федерацией с зарубежными странами.

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной.

28.09.95 Заместитель руководителя

Департамента налоговых реформ

А. И.КОСОЛАПОВ