Каким образом следует облагать налогами деятельность промышленно-финансовых групп?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 сентября 1995 г. N 04-01-23

При выработке системы льгот следует иметь в виду, что предоставление индивидуальных налоговых льгот запрещено действующим налоговым законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, действующее налоговое законодательство Российской Федерации не ограничивает возможностей выбора наиболее эффективной организационно-правовой формы деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе и форму ФПГ. Если в результате объединения капиталов участников ФПГ формируется акционерное общество, база налогообложения рассчитывается в общеустановленном порядке по избранной им методике учета реализации (по отгрузке продукции или по поступлению денег на расчетный счет), как и для любого другого предприятия или организации. Если участники ФПГ осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке по методике, предусмотренной для совместной деятельности, осуществляемой на основании договора, без образования юридического лица. В этом случае налоги уплачиваются участниками по мере поступления выручки от реализации совместно произведенной продукции, работ или услуг.

Консолидация балансов участников ФПГ для целей налогообложения неприемлема и может применяться для решения аналитических и иных, не связанных с налогообложением задач.

Учитывая масштабы промышленных комплексов, которые могут объединяться в финансово-промышленные группы, принятие предложения о налогообложении финансово-промышленной группы (в состав которой могут входить юридически самостоятельные предприятия, в том числе иностранные участники) по консолидированному балансу может иметь непредсказуемые для бюджета Российской Федерации последствия.

Возможны потери бюджета по налогу на прибыль в связи с тем, что налогооблагаемая база будет определяться на основании консолидации финансовых результатов на более высоком уровне (в целом по группе предприятий, в том числе иностранных предприятий, финансовое состояние которых и наличие обязательств по прочим сделкам с третьими лицами российской стороне неизвестны). В отличие от обычных договоров о совместной деятельности (который предполагает представление отдельного баланса совместной деятельности) полная консолидация балансов всех членов ФПГ, в том числе иностранных участников, является фактором повышенного риска для стабилизации финансовой ситуации в России и доходов бюджета.

В случае вынесения центральной компании в оффшорную зону вся деятельность членов ФПГ как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами практически будет выведена из-под налогообложения.

Исчисление налогооблагаемой прибыли следует осуществлять по каждому участнику ФПГ в отдельности.

18.09.95 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ