Проблемы правового регулирования государственной имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

(Иванова Ж. Б., Касперских Е. Ф.) ("Российская юстиция", 2013, N 8) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ж. Б. ИВАНОВА, Е. Ф. КАСПЕРСКИХ

Иванова Ж. Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Коми республиканской академии государственной службы и управления.

Касперских Е. Ф., директор ООО СХП "Комимяспром".

В статье раскрываются проблемы правового регулирования государственной имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Авторы пришли к выводу, что одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства. Роль государства в развитии малого бизнеса должна состоять не столько в оказании адресной финансовой поддержки, сколько в создании благоприятных условий для образования новых и работы уже существующих малых предприятий.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная политика, Республика Коми, финансовая поддержка, субсидии, инвестиции.

In the article the problem of legal control of the property to support small and medium-sized businesses. The authors concluded that one of the priorities of the state of Russian economic policy should be to create an effective system of integrated support to small businesses. The state's role in the development of small businesses should be not so much to provide targeted financial support as to create favorable conditions for the formation of new and existing small businesses.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина "свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" <1>. Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы. Переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике сделал проблему предпринимательства вообще и малого предпринимательства в частности предметом интенсивных научных исследований. Все более осознается тот факт, что рыночная экономика, по сути, - это экономика предпринимательства и, следовательно, ее становление и развитие является одним из решающих условий создания цивилизованных рыночных отношений. -------------------------------- <1> Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Малое предпринимательство в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 20 лет. Отличительной особенностью малого бизнеса является его "доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов" <2>. Именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства. -------------------------------- <2> Вахрушина М. А., Пашкова Л. В. Учет на предприятиях малого бизнеса / М. А. Вахрушина и др. М.: Проспект, 2006. 247 с.

Сегодня доля малых и средних предприятий в создании ВВП остается небольшой. "Если в странах Запада этот показатель составляет от 50 до 70%, то в России за счет малого бизнеса создается пока всего 12 - 13% ВВП" <3>. -------------------------------- <3> Лебедева С. Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. N 1. С. 20 - 22.

В России на 10000 жителей приходится лишь 62 зарегистрированных малых предприятия, тогда как в США на 10000 человек населения приходится 214 предприятий с числом работников менее 20 человек, в обрабатывающей промышленности Великобритании - 143 предприятия, Германии - 51. В Италии на 10 тыс. жителей приходится 693 предприятия с числом работников менее 20 человек, в Венгрии - 810 <4>. -------------------------------- <4> Морозов В. А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2007. N 8. С. 37 - 39.

На сегодняшний день отсутствие условий для развития малого бизнеса привело к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. Преодолеть эти негативные тенденции можно только с помощью правового регулирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Российская Федерация и ее субъекты определяют государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства, разрабатывая и утверждая соответственно федеральные, региональные, муниципальные программы с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности соответствующих органов государственной и местной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий. Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют: - государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства; - государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки; - государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Например, в Республике Коми для решения вопросов организации и ведения предпринимательской деятельности субъекты малого и среднего предпринимательства, а также граждане, желающие открыть свое дело, имеют возможность получить на бесплатной основе информацию и разъяснения по всем аспектам организации и ведения предпринимательской деятельности, обратившись в информационно-маркетинговый центр предпринимательства, функционирующий в каждом муниципальном образовании республики. Работает Консультационная приемная для предпринимателей Республики Коми с использованием дистанционного интернет-консультирования ("Скорая консультационная помощь"). На специализированном интернет-портале малого бизнеса www. mbrk. ru размещена информация по актуальным вопросам в сфере предпринимательской деятельности, а также предусмотрена возможность направить вопрос по организации и ведению предпринимательской деятельности в раздел "Задать вопрос" и получить в дистанционном режиме ответ компетентных специалистов. Кроме того, в Республике Коми создан и функционирует Координационный совет по малому и среднему предпринимательству при правительстве РК, в состав которого входят представители общественных объединений предпринимателей всей республики. Заседания Координационного совета проходят не реже одного раза в квартал. Также Министерством экономического развития РК заключены и реализуются соглашения о сотрудничестве с Коми республиканским отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", с некоммерческим объединением "Торговая ассоциация Республики Коми", КРОО "Региональный центр поддержки инноваций", кредитными организациями. Представители общественных организаций предпринимателей включаются в состав рабочих групп и принимают активное участие в разработке проектов республиканских целевых программ развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. В Республике Коми разработаны и реализуются следующие программы: долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2012 - 2013 годы)", долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", долгосрочная республиканская программа "Развитие аквакультуры и рыболовства в Республике Коми", долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие оленеводства в Республике Коми", долгосрочная целевая программа "Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми" и другие. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства стала самой востребованной среди субъектов малого и среднего предпринимательства и могла бы стать самым действенным инструментом развития малого и среднего предпринимательства в России и в частности в Республике Коми. К проблемам развития предпринимательства в Республике Коми можно отнести следующие проблемы, которые характерны для большинства субъектов Российской Федерации: - огромное количество проверок, особенно для предпринимателей, которые занимаются производством; - низкая покупательская способность населения; - нехватка финансовых средств и высокие процентные ставки по кредитным ресурсам; - повышение тарифов и проблемы с энергоснабжением, а также подключение к инфраструктурным сетям; - высокая стоимость современного оборудования для производства; - высокая стоимость ветеринарных услуг, - высокая стоимость услуг по подтверждения соответствия продукции, производимой малым и средним бизнесом; - высокие налоги и т. д. Проведя мониторинг проблем предпринимательства в Республике Коми, республиканские программы определили основные направления поддержки предпринимательства. Все важные моменты для предпринимателей субсидируются государством, ни одна проблема не оставлена без внимания, но является ли оно эффективным, получаем ли мы результат, который ставили перед собой и к которому нас должно было привести правовое регулирование форм поддержки? За годы государственной имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства количество субсидий увеличилось в десятки раз. Отрицательным моментом государственной поддержки, на наш взгляд, является ежегодное изменение условий получения государственных субсидий. Например, Порядок предоставления средств Республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных в 2012 году на долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012)" применялся в 2012 году в редакции Постановлений правительства Республики Коми от 15.03.2012 N 80, от 20.07.2012 N 317, от 21.11.2012 N 502. Таким образом, порядок предоставления средств менялся 3 раз в год. Малому предпринимательству сложно ориентироваться в таком количестве изменений порядка предоставления субсидий, следить за изменениями условий. На наш взгляд, и условия получения субсидий необходимо разрабатывать на длительный срок и привязывать по срокам к долгосрочным республиканским программам. Это позволит и малому бизнесу долгосрочно планировать свою производственную деятельность. Ухудшилась и качественная характеристика субсидирования за счет того, что идет смещение от субсидий на производство к субсидиям на административные барьеры, такие как ветеринарные услуги, подтверждение соответствия продукции, субсидии на высокие банковские и лизинговые проценты и другие. Таким образом, финансовые ресурсы не стимулируют производство, а идут в структуры, которые выдают сертификаты, декларации, ветеринарные справки и другие разрешительные и обслуживающие производство услуги. Необходимо, на наш взгляд, комплексно решать проблемы административных барьеров: снижать количество проверок на предприятиях малого предпринимательства, регулировать расценки на государственные платные услуги (например, ветеринарные услуги), снижать административные барьеры развития производства (например, подтверждение соответствия продукции, разрешение на выездную торговлю сельскохозяйственной продукцией), регулировать макроэкономические процессы в экономике России (например, снижение банковских и лизинговых процентов для малого и среднего бизнеса). Подводя итог, проанализируем положения Федерального закона от 24.07.2007 N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", которые, на наш взгляд, не позволяют достичь цели, которые этот закон ставит. Статьей 5 указанного Закона вводится система статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения сплошных (один раз в пять лет) и выборочных статистических наблюдений (в режиме ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных обследований в зависимости от вида субъекта малого и среднего предпринимательства). Порядок проведения выборочных статистических обследований определяется Правительством РФ. Это положение Федерального закона привело к росту отчетности малого и среднего предпринимательства в органы Комистата, а за несвоевременное предоставление отчетов или недостоверные данные отчетов органами статистики к малому бизнесу применяются административные методы воздействия - штрафы. По нашему мнению, необходимо отменить ежемесячные отчеты в органы госстатистики и внести эти изменения в Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства". Следующей проблемой получения господдержки является то, что предприниматели, в отношении которых вынесено решение об отказе в принятии документов для получения субсидий, не успевают повторно обратиться с заявлением после устранения выявленных недостатков, хотя такое право у них есть, но фактически использовать его они не могут. На наш взгляд, необходимо дать срок 3 месяца для исправления выявленных недостатков, в течение которого предприниматели могут обратиться вторично. Анализируя Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", поясняем, что с 2011 года введено новое условие получения субсидий - выполнение производственных показателей не менее уровня прошлого года, а "при невыполнении юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами условий соглашения, в том числе плановых показателей, характеризующих объемы производства юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств за 2011 год и в 2012 году, размер предоставляемой государственной поддержки на указанные в настоящем пункте мероприятия, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктом 1.1.2 раздела II настоящего Порядка, снижается на 10 процентов или субсидия не предоставляется" <5>. -------------------------------- <5> Постановление Правительства Республики Коми от 21.11.2012 N 502 "Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных в 2012 году на долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012)" // СПС "КонсультантПлюс".

Правда, большой разрыв: потерять 10 процентов или 100 процентов субсидий. Как будет договариваться предприниматель с чиновниками? Еще свежи в памяти события 2009 года, когда пожары стали бедствием, а цены на корма взлетели в 4 раза (с 4 рублей до 12 рублей за 1 кг корма), очень многие предприниматели уже попрощались со своим производством. В условиях, когда сельскохозяйственное производство зависит от погодных факторов, неурожая, погодных катаклизмов, они могут привести к снижению уровня производства, что может пошатнуть финансовое положение сельхозпроизводителей и даже привести к банкротству. Поэтому считаем целесообразным не связывать получение субсидий с уровнем производства предыдущего года и другими производственными показателями. С 2011 года появляется еще одно условие получения субсидий: отсутствие задолженности по обязательным платежам в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и налоговым платежам. А с 2012 года вводится новое условие получения субсидий: отсутствие задолженности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. И у благополучных в финансовом плане предпринимателей существует период, когда есть задолженность (с момента сдачи отчетности до момента перечисления налогов и платежей в фонды). Теперь предприниматели, обратившиеся за государственной поддержкой, вынуждены собирать еще больше справок и просить справки именно за тот период, когда задолженность по налогам и платежам отсутствует. На наш взгляд, ограничения для получателей субсидий, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", достаточны, а применение дополнительных ограничений, вводимых субъектами Российской Федерации, которые ухудшают положение малого и среднего бизнеса, недопустимо. В России делаются первые шаги по формированию отлаженных механизмов и структур поддержки предпринимательства на государственном уровне, но пока ее масштабы не соответствуют тем целям и приоритетам, которые отводятся малому бизнесу в решении проблем занятости, демонополизации экономики и формирования среднего класса общества. Поэтому, как правило, малые предприятия основываются и развиваются за счет средств самих предпринимателей или с привлечением частных инвестиций, так как получить помощь от государства достаточно сложно или для этого требуется длительное время. Но, несомненно, роль государства в развитии малого бизнеса должна состоять не столько в оказании адресной финансовой поддержки, сколько в создании благоприятных условий для образования новых и работы уже существующих малых предприятий.

Название документа