Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: проблемы применения

(Серьезнова О. А.) ("Право и экономика", 2007, N 4) Текст документа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

О. А. СЕРЬЕЗНОВА

Серьезнова Олеся Алексеевна Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Сибирского государственного университета путей сообщений, юрист ООО "ЮрИнформСервис", соискатель кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета.

Процесс регистрации юридического лица должен проходить в строгом соответствии с требованиями действующего на момент его создания закона. На практике это означает, что непредставление для государственной регистрации документов, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129), или предоставление их в ненадлежащий регистрирующий орган влечет за собой отказ в совершении регистрационных действий.

Процесс создания юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, включает в себя несколько стадий: подготовительная; непосредственная регистрация в налоговых органах; изготовление печати; постановка на учет в органах статистики и внебюджетных фондах; открытие расчетного счета в банке. Считается, что на подготовительной стадии происходит принятие предварительного и окончательного решения учредителей о создании юридического лица, а именно разработка учредительных документов, поиск помещения под офис, выбор кандидатов в органы управления и т. д., а на окончательной стадии все принятые ранее решения находят свое оформление и закрепление в виде решения единственного участника или протокола общего собрания учредителей. Существуют и иные точки зрения относительно разделения процесса создания юридического лица на стадии, например, деление его на дорегистрационную (формирование воли на создание юридического лица), регистрационную (непосредственное совершение регистрационных действий) и послерегистрационную (совершение действий, направленных на обеспечение нормального функционирования юридического лица) стадии <1>. Тем не менее разделение процесса регистрации на стадии не находит своего законодательного закрепления. На практике эти стадии, даже разделенные во времени, зачастую наполнены сходным содержанием, например, учредители приняли решение о создании юридического лица, подготовили определенный пакет документов - прошли подготовительную стадию и далее на заявлении о государственной регистрации юридического лица должна быть нотариально удостоверена подлинность подписи одного из них, после чего процесс создания может перейти в следующую стадию - представление документов в регистрирующий орган и там завершиться регистрацией. Получается, что стадия принятия окончательного решения выпадает из этого процесса либо может быть просто включена как составная часть в подготовительную стадию. -------------------------------- <1> Захаров А. В. Регистрация юридических лиц: нужен правильный закон // Юридический вестник. 1998. N 13.

В юридической литературе отмечается, что до сих пор не выработано единообразного применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц <2>, а это приводит к тому, что в разных субъектах Российской Федерации налоговыми органами предъявляются требования, не соответствующие указанным в законе и не позволяющие легко и просто открыть свое дело. Кроме того, одной из основных проблем при применении законодательства о государственной регистрации юридических лиц является отсутствие четко разработанного понятийного аппарата. В результате происходит смешение таких понятий, как "создание юридического лица", "учреждение юридического лица" и собственно "регистрация юридического лица". Может показаться, что данные понятия употребляются законодателем как синонимы, однако анализ каждого из них показывает, что это не всегда так. Если рассматривать процесс учреждения юридического лица, то можно определить его как стадию, на которой происходит формирование воли учредителя или учредителей на образование юридического лица, выбор организационно-правовой формы, фирменного наименования, определение местонахождения, формирование уставного капитала, выборы органов управления и решение иных организационных вопросов, например, выбор эскиза печати или кредитной организации для открытия банковского счета. Эта стадия завершается принятием соответствующего решения единственного учредителя или учредителей в виде протокола. -------------------------------- <2> Тониян В. В. Актуальные проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций // Юрист. 2005. N 8.

Регистрация юридического лица согласно ст. 1 Федерального закона N 129 представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях. И наконец, создание юридического лица можно рассматривать как стадию, объединяющую все вышеперечисленные: и учреждение, и регистрацию. Конечно, в результате того, что правовая регламентация каждой из указанных стадий создания юридического лица недостаточно определена, у многих нет четкого представления о том, какие правовые последствия они за собой влекут. Например, велико правовое значение подготовительной стадии. Именно от нее зависят возможности учредителей по управлению юридическим лицом, распоряжению его имуществом, влиянию на органы управления. Поэтому при прохождении этой стадии важна помощь юристов, которые профессионально занимаются регистрацией юридических лиц, поскольку грамотно составить необходимые документы для лиц, которые не имеют специального образования, зачастую бывает затруднительно. Представитель. Одной из проблем, возникающих в процессе регистрации, можно назвать вопрос о возможности применения института представительства при сдаче и получении документов. В соответствии со ст. 185 ГК РФ институт представительства и доверенности создан непосредственно для того, чтобы сделать возможным участие граждан в различных сферах предпринимательской деятельности как лично, так и через своих представителей. Но в случае регистрации юридического лица имеют место публично-правовые отношения, приоритет здесь отдается нормам, содержащимся в Федеральном законе N 129. Согласно ст. 9 Федерального закона N 129, "Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке". В качестве заявителя Федеральный закон N 129 называет следующих лиц: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. При этом, исходя из буквального толкования данного положения Закона, исполнительный орган вновь создаваемого юридического лица, т. е. физическое лицо, не являющееся одновременно и учредителем данного юридического лица, не имеет права выступать в качестве заявителя при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица. Подтверждение такому толкованию положений Федерального закона N 129 можно найти и в судебной практике. В качестве примера рассмотрим решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2005 г. N ГКПИ05-824. Верховным Судом РФ было рассмотрено заявление П. о признании частично недействующими Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, и установлено, что П. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ (далее - Методические разъяснения), в части ограничения прав руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица при его создании. В заявлении указано, что Методические разъяснения в оспариваемой части противоречат ст. 9 и 13 Федерального закона N 129, которые предусматривают, что при государственной регистрации юридического лица при его создании заявителями могут являться в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. В ходе исследования материалов дела и анализа положений законодательства Верховный Суд РФ пришел к следующим выводам: независимо от вида государственной регистрации (создание, реорганизация, ликвидация) юридическое лицо всегда является регистрируемым и использование в Законе (Федеральный закон N 129. - О. С.) указанной формулировки само по себе не означает, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица может являться заявителем при его создании. Пунктом 2 ст. 51 ГК РФ установлено, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. До совершения такой записи юридическое лицо не может считаться существующим, и, следовательно, органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица <3>. -------------------------------- <3> Решение ВС РФ от 9 августа 2005 г. N ГКПИ05-824 "Об отказе в признании частично недействующими Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@" // Бюллетень ВС РФ. 2006. N 6 (в извлечении).

Такой вывод суда подтверждается содержанием абз. 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 129, в котором законодателем специально закреплено, что учредитель (учредители) юридического лица является заявителем при его создании. В случае представления в регистрирующий орган документов, подписанных лицом, не указанным в перечне, предусмотренном Федеральным законом N 129 (например, действующим на основании доверенности), это расценивается как непредставление документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, и, следовательно, влечет отказ в регистрации. По ранее действовавшим положениям, а именно в соответствии с редакцией Федерального закона N 129, действовавшей до 1 января 2004 г., заявителем при государственной регистрации могло выступать любое лицо, в том числе и действовавшее на основании доверенности. В настоящий момент на стадии регистрации при подаче и получении готовых документов, в том числе и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, налоговые органы, руководствуясь Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей <4>, считают, что эти документы имеет право представлять и получать только заявитель, т. е. лицо, чья подпись является нотариально удостоверенной на заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании. Перечень физических лиц, которые признаются уполномоченными для представления соответствующих заявления и документов в регистрирующий орган, достаточно широк, и юридические факты, являющиеся основанием имеющихся у них полномочий, разнообразны. Основание полномочий заявителя - это предусмотренное законом положение, занимаемое данным физическим лицом в юридическом лице, документы которого представляются в регистрирующий орган. Тем не менее Верховный Суд РФ в своем решении от 1 августа 2006 г. N ГКПИ06-735 "О порядке оформления документов при подаче заявления на регистрацию юридического лица и индивидуальных предпринимателей" установил следующее: "Из содержания пункта 1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона (Федеральный закон N 129. - О. С.) следует, что документы на регистрацию представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы могут быть определены Правительством РФ. -------------------------------- <4> Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // Российская газета. 2002. N 113.

Таким образом, Федеральный закон (Федеральный закон N 129. - О. С.) установил два способа подачи документов на государственную регистрацию, к которым отнесено НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ РЕГИСТРИРУЮЩЕГО ОРГАНА ИЛИ НАПРАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПОЧТОВЫМ ОТПРАВЛЕНИЕМ (выделено мной. - О. С.). Другие способы подачи документов, согласно этому же Закону (Федеральный закон N 129. - О. С.), могут быть определены Правительством РФ. Оспариваемый пункт Требований (п. 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. - О. С.) не устанавливает фактически иного способа подачи документов, а разъясняет уже установленный и при этом определяет необходимость подачи документов на регистрацию не только по месту нахождения регистрирующего органа, как указано в Законе (Федеральный закон N 129. - О. С.), но и возлагает эту обязанность непосредственно на заявителя, чего не следует из приведенного выше Федерального закона (Федеральный закон N 129. - О. С.). В силу ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, то есть принимаемые им правовые акты не должны противоречить Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ. Следовательно, применительно к данному случаю, Правительство РФ не вправе было ограничивать, по сравнению с Федеральным законом N 129, права граждан по представлению документов в регистрирующий орган непосредственно ими самими, исключив при этом их право на осуществление таких действий через своего представителя или любого другого лица. Учитывая, что содержание оспариваемого пункта Требований и сложившаяся правоприменительная практика фактически ограничивают права граждан по осуществлению действий, связанных с представлением документов на государственную регистрацию юридического лица, в частности, через своего представителя, суд приходит к выводу о том, что абз. 1 оспариваемого пункта Требований в части содержащегося в нем после слов "представляется в регистрирующий орган непосредственно" слова "заявителем" не может быть признан соответствующим закону и подлежит признанию в этой части недействующим. Довод представителей Правительства РФ о том, что оспариваемый пункт Требований не противоречит нормам Гражданского кодекса РФ и Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", так как не содержит какого-либо запрета на представление документов заявителями в регистрирующий орган через своих представителей, не может быть принят во внимание, поскольку буквальное толкование содержания абз. 1 оспариваемого пункта Требований и практика его применения свидетельствуют о том, что заявители должны представлять документы в регистрирующий орган лично сами, что ограничивает по сравнению с Федеральным законом N 129 их права на представление документов на регистрацию через своего представителя либо иного лица" <5>. -------------------------------- <5> Решение ВС РФ от 1 августа 2006 г. N ГКПИ06-735 "О порядке оформления документов при подаче заявления на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Учет. Налоги. Право: Официальные документы. 2006. N 31.

Несомненно, что положение о личном получении заявителем документов было введено в целях борьбы с созданием "подставных" юридических лиц. Однако на практике это не дало желаемого эффекта и подобные юридические лица продолжают регистрироваться и сейчас, при этом зачастую бывает сложно отличить "однодневку" от порядочного налогоплательщика. Не помогла и проведенная налоговыми органами компания по выявлению юридических лиц, зарегистрированных по адресам, где они фактически не находятся, в результате которой пострадало много честных организаций, поскольку налоговиками были составлены "черные списки" адресов, где было зарегистрировано более десяти юридических лиц <6>. Кроме того, при условии, что заявитель должен лично являться в регистрирующий орган для получения и сдачи документов, возможно, что функцию по удостоверению подлинности его подписи было бы правильно закрепить не за нотариусами, а передать налоговым органам. Такое положение, на наш взгляд, позволит более полно реализовать принцип "одного окна" при регистрации юридических лиц. -------------------------------- <6> Радионов А. "Черные списки" от столичных налоговиков" // Двойная запись. 2006. N 2.

Об учредительных документах. Статья 12 Федерального закона N 129 содержит закрытый перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган при создании юридического лица. В него входят: "подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ; учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины" <7>. Регистрирующему органу запрещено требовать другие документы для государственной регистрации юридического лица, кроме перечисленных в Федеральном законе N 129. В связи с этим внесены некоторые изменения в ранее изданные нормативные акты, в которых для регистрации определенных категорий юридических лиц предписано представлять документы по особому перечню. Такие перечни имеются, например, в ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст. 16 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", ст. 14 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Однако специальные законы об отдельных видах юридических лиц сохраняют требования к списку представляемых документов, определяемые спецификой соответствующих организаций. Среди действующих нормативных актов, запрещающих требовать представления документов сверх установленного перечня, можно назвать ст. 10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации": предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается. -------------------------------- <7> Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2001. С. 41.

Арбитражные суды на основании действующего ныне законодательства также признают недопустимым требование о предоставлении для государственной регистрации юридического лица документов, не предусмотренных законом. Отказывая в удовлетворении исковых требований налоговой инспекции, суд первой, а впоследствии апелляционной инстанций признали, что регистрация общества с ограниченной ответственностью "Магре" произведена в соответствии с законодательством. Фактическое же отсутствие ООО "Магре" по указанному в учредительных документах адресу места нахождения не может служить основанием для признания регистрации недействительной. В соответствии со ст. 11, 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ учредительные документы (устав и учредительный договор) должны содержать сведения о месте нахождения общества. В учредительных документах ООО "Магре" указан адрес места нахождения: шоссе Энтузиастов, д. 26, стр. 1. Таким образом, при государственной регистрации не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение предприятия, указанное в учредительных документах <8>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону "О государственной регистрации юридических лиц" В. В. Залесского включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2002. ------------------------------------------------------------------ <8> Залесский В. В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". М., 2003.

В числе недоработок, выявленных в ходе применения Федерального закона N 129, можно назвать и регистрацию юридических лиц по несуществующим адресам, отсутствие подтверждения факта оплаты уставного капитала на момент регистрации, дублирующие друг друга названия, а также предоставление заявителями иных недостоверных сведений. Все это свидетельствует о том, что существовавшая ранее система предварительного контроля за достоверностью сведений, представленных на государственную регистрацию, должна быть снова возобновлена. С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в Федеральном законе N 129, предусматривающие, что при подаче документов в регистрирующий орган заявитель обязан предоставить документ, подтверждающий местонахождение создаваемого юридического лица (гарантийное письмо о предоставлении адреса или договор аренды), документ, подтверждающий факт оплаты 50% уставного капитала и сведения о резервировании наименования в специальном реестре наименований юридических лиц. Одним из способов борьбы с возможным указанием заявителем недостоверных данных в документах, представленных на государственную регистрацию, является проведение регистрирующими органами периодических проверок, например таких, в ходе которых проверяется факт нахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах. При этом обращает на себя внимание свобода усмотрения налоговых органов в части периодичности и объемов проведения проверок. Ю. В. Алексеев так комментирует данное положение: "К сожалению, в ст. 25 (Федеральный закон N 129. - О. С.) законодателем не указаны конкретные процедуры, средства и методы обеспечения со стороны органов государственной регистрации объективности при выявлении неправомерных действий заявителей и юридических лиц, отсутствуют критерии дифференцированного подхода при выборочных проверках учредительных документов и других документов, хранящихся в регистрационных делах. Обращает на себя внимание то, что регистрирующему органу не вменяется в обязанность тотальная проверка и правовая экспертиза документов ни до, ни после регистрации, а дается право проверить документы любого юридического лица на выбор и без ограничения по времени, прошедшему с момента государственной регистрации" <9>. -------------------------------- <9> Алексеев Ю. В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц". М., 2002.

Необходимо сказать и об ответственности регистрирующего органа, возникающей в процессе создания юридических лиц, и заявителя, представившего документы для государственной регистрации. Основаниями ответственности регистрирующего органа в соответствии с действующим законодательством являются: необоснованный отказ в регистрации и несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов. В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 129 основаниями для отказа в государственной регистрации юридического лица являются: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации; предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; регистрация юридического лица в случае, если его учредителем является другое юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Такое основание к отказу, как предоставление заявителем недостоверных сведений, в Законе отсутствует, таким образом, государственная регистрация по существу превращается в простую формальность. Действующая в настоящий момент административная ответственность ограничивается следующим: ч. 1, 2 ст. 14.25 КоАП РФ - несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц и незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации. Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность за деяния, содержащие в объективной стороне признаки незаконного отказа в регистрации. Санкцией за подобные действия сотрудников налоговых органов являются штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо обязательные работы. Если же подобные действия были совершены в нарушение вступившего в силу судебного акта или причинили крупный ущерб, то санкция изменяется в сторону увеличения. Однако несмотря на такую, казалось бы, детальную регламентацию в законе ответственности налоговых органов найти судебную практику по таким делам чрезвычайно трудно. Во многом это вызвано тем, что заявители просто не хотят тратить на это время и деньги. Зачастую причиной ущерба, от которого страдает заявитель, является задержка в сроках регистрации, в результате чего своевременно не заключаются планируемые сделки и предприниматели теряют прибыль. В целях урегулирования вопроса о сроках регистрации целесообразно на законодательном уровне предусмотреть ускоренную регистрацию за дополнительную плату. Что же касается ответственности заявителя (лица, чья подпись нотариально удостоверена на представляемом в регистрирующий орган заявлении) при государственной регистрации юридического лица, то она в соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона N 129 возникает в следующих случаях: непредставление необходимых для включения в государственные реестры сведений; несвоевременное предоставление необходимых для включения в государственные реестры сведений; предоставление недостоверных сведений в регистрирующий орган. Особый интерес с правовой точки зрения вызывает п. 2 ст. 25 Федерального закона N 129, поскольку содержащаяся в нем норма говорит о том, что "регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц". Именно это положение Закона оправдывает собой отсутствие обязательной правовой экспертизы представляемых на государственную регистрацию документов. Кроме того, обращает на себя внимание и тот факт, что при решении вопроса о привлечении к административной или уголовной ответственности субъектами такой ответственности могут стать посредники (курьеры), которые только представляют документы в регистрирующий орган <10>. Для решения данной проблемы можно использовать опыт Великобритании, законодательство которой запрещает учредителям ликвидированного юридического лица создавать новое юридическое лицо и наделяет правом подачи документов в регистрирующий орган лишь юриста, специализирующегося на регистрации компаний, директора или секретаря компании" <11>. -------------------------------- <10> Зыкова И. В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. 2004. N 1. <11> Носков Б. П., Чуряев А. В. К вопросу об ответственности при государственной регистрации юридических лиц // Юрист. 2005. N 3.

Подводя итог, хочется отметить следующее: все недоработки, выявленные после первых лет применения Закона, регулирующего отношения в области государственной регистрации юридических лиц, должны быть устранены на законодательном уровне. Должна исключаться возможность административного усмотрения регистрирующих органов по вопросам регистрации, поскольку часто ввиду отсутствия должной юридической подготовки работники налоговых органов не могут правильно оценить полученные документы. Безусловно, нужно продолжать совершенствование законодательства о государственной регистрации юридических лиц, направленное на его унификацию. Необходимо найти баланс в решении вопроса о введении предварительного контроля за созданием юридических лиц, который не стал бы новым административным барьером, но одновременно позволил бы избежать злоупотреблений в области регулирования предпринимательской деятельности.

Название документа