Каким критерием следует руководствоваться при определении понятий "оптовая" и "розничная" торговля для использования в учетной политике?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: Понятие оптовой и розничной торговли напрямую не содержит ни один нормативно-правовой акт, входящий в систему действующего законодательства РФ.
Ответ на вопрос можно получить лишь путем анализа отдельных понятий, содержащихся в различных правовых источниках, а также путем проведения аналогии между этими понятиями и интересующей нас проблемой.(Применение аналогии допускается при рассмотрении арбитражными судами споров между хозяйствующими субъектами "в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение" см. ч.4 ст.11 АПК РФ).
В нормативных документах, регулирующих порядок ценообразования, содержится определение ОПТОВЫХ и РОЗНИЧНЫХ предприятий. Так, в Письме Госкомцен от 23.03.92 г. N 01/783 "О порядке установления и применения снабженческо-сбытовых и оптовых надбавок" указывается, что к ОПТОВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся (помимо тех организаций, которые конкретно перечислены в тексте данного письма) "... организации, основными задачами которых является обеспечение товарами розничных торговых предприятий и предприятий бытового обслуживания".
Под розничным торговым предприятием, в соответствии с п. 3.2 "Временного Положения о порядке применения свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги" (утверждено Минэкономики и финансов РСФСР N Р-339 от 23.12.91 г.) следует понимать любое юридическое лицо независимо от форм собственности, осуществляющее продажу товаров населению.
Нетрудно заметить, что в качестве основного критерия для определения предприятия как оптового либо розничного в указанных нормативных документах приводится СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ товарообмена, а конкретнее - субъект, являющийся получателем товара. Точно таким же критерием следует руководствоваться и при определении оптовой и розничной торговли.
Если товар приобретается предприятием (организацией), осуществляющим посреднические операции (что, в свою очередь, должно быть закреплено в учредительных документах такого предприятия), с целью последующей продажи этого товара иным предприятиям, реализующим его через розничную сеть, то налицо оптовая торговля. Соответственно, если получателем товара является гражданин (потребитель), - это розничная торговля.
При ответе на поставленный вопрос необходимо учитывать следующее:
Согласно ст.1 Закона РФ от 28.12.94 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" контрольно-кассовые машины обязательны для применения всеми предприятиями, производящими денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ. В этой статье закона, как мы видим, наличие контрольно-кассовых машин на предприятии связывается с осуществлением последним определенных действий - осуществлением денежных расчетов с населением. Однако цитируемая статья не может служить основанием для вывода о том, что критерием определения вида торговли (оптовая или розничная) выступает наличие либо отсутствие на предприятии контрольно-кассовых машин, поскольку контрольно-кассовые машины суть лишь технический способ контроля ПРИЕМА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ (см. п.1 "Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утв. Постановлением СМ-Правительства РФ от 30.07.93 г. N 745).
23.08.95 М. Ю.Булеков
Юридическое агентство "Ирсан"