В соответствии с пунктом м) ст.13 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", от уплаты НДС освобождаются НИР и ОКР, выполняемые за счет бюджета. При этом в Примечании, следующим за пунктом ч) данной статьи, указывается, что предприятия, реализующие товары (работы) как освобождаемые от НДС, так и облагаемые налогом, имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ)

1. Какими нормативными документами определен точный порядок "раздельного учета затрат"?

2. Является ли отсутствие раздельного учета затрат или неправильное его ведение основанием для вывода налоговой инспекции о неправомерности использования предприятием льготы по НДС?

3. Какие штрафные санкции применяются к юридическим лицам, если неправильное ведение бухгалтерского учета не приводит к сокрытию или неучету объекта налогообложения?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: С точки зрения юридической техники исполнения подпункта "ч" пункта 13 Инструкции ГНС РФ N 1 "О порядке исчисления и уплаты НДС" примечание, следующее за подпунктом "ч", распространяется только на указанный подпункт. Однако, как показывает практика, налоговая инспекция при предоставлении льгот по уплате НДС (в том числе по НИР и ОКР) требует ведения раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ). Иными словами, по мнению налоговой инспекции положения примечания применимы ко всему п.13 Инструкции N 1 ("Временные указания о порядке проведения документальной проверки правильности исчисления и уплаты НДС, утв. ГНС РФ 14.01.94 г. N ВЗ-6-05/17).

Таким образом, отсутствие раздельного учета затрат является основным для вывода налоговой инспекции о неправомерности использования льгот по НДС.

При этом, из формулировки примечания льготный режиМ налогообложения ставится в прямую зависимость только от наличия раздельного учета затрат. Тем самым, можно сделать вывод, что несмотря на ошибки (неправильное ведение) раздельного учета, самого факта наличия такого учета достаточно для льготирования по основаниям, предусмотренным п.13 Инструкции ГНС РФ N 1.

В ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" помимо налоговых правонарушений, связанных с сокрытием (занижением) или неучетом объектов налогообложения, предусматриваются также и иные составы налоговых правонарушений. В частности, согласно подпункту "б" ст.13 Закона за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога на налогоплательщика налагается штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

Кроме того, в случае недоимки по уплате налога (несвоевременной уплате) с налогоплательщика взыскивается пеня в размере 0.7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.

В том случае, если налогоплательщик неправильно применил налоговые льготы, на него не может быть наложена ответственность за сокрытие (занижение) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения.

Согласно п.2.4.1. Рекомендаций по применению санкций за нарушение налогового законодательства (Письмо ГНС РФ от 06.10.93 г.) неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль нельзя рассматривать как сокрытие (занижение) прибыли с применением соответствующих санкций. Аналогично и по НДС.

Неправильное (неправомерное) применение льгот по НДС не может рассматриваться как сокрытие или неучет объекта НДС, т. к. сами обороты по реализации в регистрах бухгалтерского учета отражены. Не исчислен сам налог на добавленную стоимость. Таким образом, речь может идти только о недоимке по НДС и, следовательно, санкцией, применимой к налогоплательщику в данном случае, может являться ежедневная пеня.

23.08.95 Д. А.Завгородний

Юридическое агентство "Ирсан"