Одной из причин, тормозящей развитие производства, является налоговый пресс. Налоговая система должна базироваться на тщательном анализе экономического положения, степени инфляции, платежного баланса предприятия, уровня оплаты труда, социальной обеспеченности населения и ряда других факторов. Учитывая сказанное , каковы перспективы изменения налогового законодательства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 01 июня 1995 г. N 04-01-10

Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

Действующее налоговое законодательство сложилось под воздействием экономических реалий, существующих в переходный период к рыночным отношениям. С изменением экономических условий претерпевает изменение и налоговое законодательство.

Так, в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении ряд федеральных законов по внесению изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство, включающее в себя наряду с другими вопросами также и вопросы по упорядочению действующих льгот по налогам и сокращению количества существующих налогов.

Особенно большую роль в процессе совершенствования налоговой политики отводится проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", где предусматривается существенное уменьшение общего числа федеральных, региональных и местных налогов. В частности, предлагается из состава федеральных налогов исключить налог на операции с ценными бумагами, сбор за пользование наименованием "Россия", а также практически недействующие налоги на доходы банков, на доходы от страховой и биржевой деятельности и гербового сбора. Применительно к региональным и местным налогам предусматривается отмена сбора на нужды образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда, транспортного налога и целого ряда существующих ныне местных налогов (сохраняется 10 позиций против действовавших ныне 27). Одновременно, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставляется право введения самостоятельно дополнительных налогов и сборов, но при условии, что их суммарная ставка не будет превышать 7 процентов (2 процента по региональным и 5 процентов по местным налогам) от фонда оплаты труда предприятий и организаций.

Наряду с этим проводится работа по созданию Налогового кодекса России, который в значительной мере послужит совершенствованию действующего налогового законодательства, процессу адаптации налоговой политики и налоговой системы к протекающим в хозяйственной жизни страны процессам, дальнейшему снижению налогового бремени и упрощению налоговой системы за счет исключения из нее неэффективных налогов и отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.

В то же время, считаем необходимым отметить, что в период социально-экономической дестабилизации обвинять только действующую налоговую систему в существующих экономических и финансовых трудностях товаропроизводителей было бы неправильным без учета таких негативных явлений как инфляция, спад производства, неплатежеспособность предприятий, огромное наличие взаимных неплатежей. На финансовое состояние товаропроизводителей оказывает влияние весь комплекс экономических и финансовых проблем, который переживает экономика страны в переходный период.

Что касается вопроса о влиянии налога на добавленную стоимость на процесс "тотального и мгновенного обнищания народа", то следует иметь в виду, что одним из главных факторов является инфляция и, как следствие, низкая платежная способность российского рубля.

Кроме того, в условиях инфляции и свободного ценообразования снижение ставки налога на добавленную стоимость на потребительские товары не дает реального снижения розничных цен и повышения жизненного уровня населения, так как в этих условиях на процессы ценообразования влияют законы рыночной экономики, т. е. законы спроса и предложения.

01.06.95 Руководитель Департамента

налоговых реформ

А. И.ИВАНЕЕВ