Налоговый орган в адрес проверяемой организации в рамках выездной налоговой проверки направил требование о представлении документов. Налогоплательщик в связи с отсутствием копировальной техники не смог представить запрашиваемые налоговым органом копии документов и в ответ на требование направил в адрес налогового органа пояснения о невозможности представления запрашиваемых документов и попросил налоговый орган самостоятельно произвести выемку истребуемых документов

Налоговый орган не стал производить выемку документов, однако привлек налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Правомерно ли при указанных обстоятельствах привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности?

Ответ: В связи с непредставлением в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов налоговый орган правомерно привлек налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Отсутствие у налогоплательщика копировальной техники и просьба о проведении налоговым органом выемки истребуемых документов не являются обстоятельствами, освобождающими налогоплательщика от налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Обоснование: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

На основании ст. 87 НК РФ выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля.

Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В силу п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).

На основании п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Пункт 3 ст. 93 НК РФ предусматривает, что документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Правовое регулирование проведения должностными лицами налоговых органов выемки документов и предметов регулируется ст. 94 НК РФ.

Формы постановления о производстве выемки документов и предметов, протокола выемки документов и предметов, а также Приложение к протоколу выемки документов и предметов - опись изымаемых документов и предметов утверждены Приложениями N N 7 и 8 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

На основании изложенного можно сделать вывод, что НК РФ предусматривает условие возможности продления налогоплательщику срока представления документов, но не содержит положений, позволяющих налогоплательщику не представлять запрашиваемые налоговым органом документы в связи с отсутствием у налогоплательщика копировальной техники.

Кроме того, предложение налогоплательщика, не имеющего возможности представить запрашиваемые у него налоговым органом документы, о проведении в отношении него выемки также не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения такого налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

М. Ю.Мордасов

Юридическая компания "Юново"

25.06.2013