Вправе ли территориальный орган ФАС России в ходе проведения внеплановой проверки (назначенной в результате жалобы участника конкурса) требовать от члена конкурсной комиссии, назначенного проверяемым заказчиком (федеральным бюджетным учреждением), но не являющегося его должностным лицом, письменные объяснения его действий, осуществленных им в ходе размещения заказа (проведения переговоров с участниками открытого конкурса)? Если вправе, но член конкурсной комиссии отказался от представления объяснений, вправе ли ФАС России привлечь его к административной ответственности по ст. 19.7.2 КоАП РФ?

Ответ: Территориальный орган ФАС России вправе требовать письменные объяснения от членов конкурсных комиссий федерального бюджетного учреждения.

ФАС России в рассматриваемом случае не вправе привлечь члена конкурсной комиссии к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отказ представить письменные объяснения, так как член конкурсной комиссии должностным лицом в отношении состава правонарушения, предусмотренного указанной статьей, не признается. За отказ представить письменные объяснения территориальному органу ФАС России член конкурсной комиссии в рассматриваемом случае может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Обоснование: В силу ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или конкурсной комиссии с участником размещения заказа не допускаются.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 94-ФЗ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком осуществляется в том числе путем внеплановых проверок.

Как следует из ч. 1 ст. 17.1 Закона N 94-ФЗ, бюджетные учреждения (их должностные лица) обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им объяснения в письменной или устной форме.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

На основании п. 5.16 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30, территориальный орган имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от граждан письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий.

Следовательно, территориальный орган ФАС России вправе требовать от члена конкурсной комиссии письменные объяснения его действий, осуществленных в ходе размещения заказа.

Обращаем внимание, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов (далее - субъекты контроля).

В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 рассматриваемой статьи контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Как следует из ч. 28 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок и органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по требованию таких органов объяснения в письменной форме.

Следовательно, в соответствии с Законом N 44-ФЗ территориальный орган ФАС России также вправе требовать письменные объяснения от членов конкурсных комиссий.

На основании ст. 19.7.2 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к указанной статье следует, что лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, созданной бюджетным учреждением, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

Отметим, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ члены конкурсных комиссий к должностным лицам в отношении иных составов административных правонарушений (в том числе по ст. 19.7.2 КоАП РФ) не приравниваются.

Таким образом, ФАС России в рассматриваемом случае не вправе привлечь члена конкурсной комиссии к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7.2 КоАП РФ, за отказ представить письменные объяснения.

В то же время необходимо учитывать, что ст. 19.7 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе для граждан, за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. Указанной статьей для граждан предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей. Отметим, что должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 КоАП РФ (п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Следовательно, за отказ представить письменные объяснения территориальному органу ФАС России член конкурсной комиссии в рассматриваемом случае может быть привлечен к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

24.06.2013