Вправе ли организация учитывать в целях исчисления налога на прибыль расходы на создание и размещение рекламных роликов о своей продукции на телевизионных панелях внутри помещений (кафе, залов ожиданий, фойе гостиниц и т. д.) и должна ли она их нормировать?

Ответ: Организация вправе в целях исчисления налога на прибыль учитывать расходы на создание и размещение рекламных роликов о своей продукции на телевизионных панелях внутри помещений (кафе, залов ожиданий, фойе гостиниц и т. д.), при этом данные расходы подлежат нормированию. Если организация, предоставляющая услуги по размещению рекламного ролика, зарегистрирована как СМИ, указанные расходы могут быть учтены в полном объеме.

Обоснование: В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

На основании ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

ФАС России в Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) указала, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В рассматриваемой ситуации организация создает и размещает рекламные ролики о своей продукции (а значит, привлекает внимание к такому объекту рекламирования, как продукция организации) на телевизионных панелях внутри помещений (кафе, залов ожиданий, фойе гостиниц и т. д.) (а значит, данная информация предназначена для неопределенного круга лиц: заранее всех посетителей помещений невозможно установить).

Минфин России в Письме от 17.05.2013 N 03-03-06/1/17267 разъяснил, что расходы на демонстрацию рекламных роликов на телевизионных панелях по технологии IndoorTV являются расходами на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, и признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Учитывая изложенное, затраты по созданию и размещению рекламного ролика по технологии IndoorTV могут быть учтены в составе расходов в полном объеме только в случае, если организация, предоставляющая услуги по размещению рекламного ролика, зарегистрирована как средство массовой информации. В иных случаях расходы на трансляцию рекламного ролика подлежат нормированию.

Аналогичные выводы изложены в Письмах Минфина России от 06.12.2012 N 03-03-06/1/631 и от 04.12.2012 N 03-03-06/1/623.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

24.06.2013