Люди мысли и добра (к вопросу о правовом положении авторов и издателей в России в XIX веке)
(Отрохова Е. Ф.) ("История государства и права", 2007, N 8) Текст документаЛЮДИ МЫСЛИ И ДОБРА (К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ АВТОРОВ И ИЗДАТЕЛЕЙ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ)
Е. Ф. ОТРОХОВА
Отрохова Е. Ф., преподаватель Курского государственного университета, соискатель кафедры истории государства и права Курского государственного технического университета.
Законодательное становление авторского права знаменуется началом XIX в. (1828 г.), когда право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно было торговать <1>. Сто восемьдесят лет, прошедших с того дня, - это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимавшиеся в XIX в., актуальны и сегодня. Вторая половина XIX в. - чрезвычайно важное и значительное время для развития и общественного движения в России, и тесно связанного с ним авторского права, исторические аспекты развития которого необходимы для более полного понимания культуры прошлого нашей страны. -------------------------------- <1> Гаврилов Э. П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М.: Юрид. лит., 1988. С. 8.
Известно, что в 1830 г. в России было утверждено Положение "О правах сочинителей, переводчиков и издателей" <2>. Принципиальным нововведением, безусловно, явилось прямое признание прав сочинителей правом собственности. Положением был также решен ряд вопросов, связанных с весьма щепетильными отношениями авторов произведений и издателями. Ведь порой от воли последних зависела не только судьба произведения, но и самого автора. Приведем весьма интересный исторический факт, связанный с известным поэтом Н. Некрасовым и выдающимся русским издателем К. Солдатенковым, отражающий практические аспекты применения вышеуказанного Положения, его определенные недоработки, в частности отсутствие норм, направленных на защиту прав и интересов издателей. -------------------------------- <2> Иванов А. А. Письма к К. Т. Солдатенкову и упоминания о нем. В кн.: Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806 - 1858 гг. СПб., 1880. С. 12 - 17.
Издание Солдатенковым сборника стихотворений Некрасова в 1856 г. - факт, широко известный в литературных кругах. Книга, принесшая поэту громкую славу, всегда приковывала внимание не только литераторов, но и историков. Подробно изучались ее состав, история создания. Однако история отношений поэта с издателем до последнего времени интерпретировалась весьма произвольно, с фактическими неточностями и комментаторскими натяжками. Пожалуй, только недавно найденный текст издательского условия, заключенного между Солдатенковым и Некрасовым <3>, в известной мере подсказывает верное направление в восстановлении подлинной истории их отношений. -------------------------------- <3> Мерцалов И. П. Русский издатель-благотворитель К. Т. Солдатенков и его заслуги для русского просвещения / Изв. кн. магазинов т-ва М. О. Вольф по литературе, наукам и библиографии, 1901. N 9 - 10. С. 5.
В мае 1855 г. Некрасов приехал из своей ярославской деревни в Москву для лечения и отдыха. Он хотел также реализовать в Москве планы издания сборника своих стихотворений. Тяжелая болезнь горла (одно время и сам Некрасов, и его близкие были уверены, что эта болезнь смертельная) заставляла его подумать о первой своей настоящей книге и даже отнестись к ней как к своеобразному творческому итогу. К тому же это издание должно было материально поддержать "Современник", которому буквально грозил финансовый крах. Своими планами Некрасов поделился с Т. Н. Грановским, и тот порекомендовал ему Солдатенкова как возможного издателя. Некрасов занялся подготовкой сборника, переписывая вместе с Панаевой в особую тетрадь, названную советскими исследователями "солдатенковской", стихи, которые должны были войти в сборник. 11 июня 1855 г. Солдатенков и Некрасов заключили условие, по которому поэт уступал право издания своего сборника на два года за 1,5 тыс. руб. серебром. Передав рукопись издателю, Некрасов обязался по условию "сделать прибавления до тысячи строк к сентябрю". Сообщая Грановскому, что "Современник" был на краю гибели, Некрасов писал ему 9 сентября 1855 г.: "Из этого положения вывел нас Ваш благородный друг Козьма Терентьич; Ваше прекрасное мнение об этом человеке, которое высказали Вы мне нынче весной и на основании которого я решился прибегнуть к нему, вполне справедливо, и да пошлет ему судьба всевозможные блага! Скажите ему, как увидите, мое глубокое спасибо и прибавьте к этому, что деньги его никак не пропадут - ручаюсь в этом головой, если только буду жив эти два года" <4>. -------------------------------- <4> Некрасов Н. А. Переписка с К. Т. Солдатенковым и упоминания о нем. Лит. наследство. 1949. Т. 51 - 52. С. 305 - 308.
Однако Некрасов затягивал передачу "прибавлений": в 1855 - 1856 гг. он написал несколько десятков замечательных стихотворений - подлинных шедевров его лирики, таких как "Забытая деревня", "Внимая ужасам войны...", "Поэт и гражданин", "Саша", "На родине", "В больнице". И конечно, состав рукописи, переданной им Солдатенкову, уже не удовлетворял поэта. В письме от 24 декабря 1855 г. Некрасов успокаивал издателя: "Не думайте, чтоб я дремал касательно издания моих стихов, - все они переписаны начисто в особую тетрадь, и если б какой-нибудь московский цензор пропустил Вам мою тетрадку с теми дополнениями, которые я вышлю к ней, - то это было бы всего короче и проще. Не вздумаете ли попробовать это?" <5>. -------------------------------- <5> См.: Там же. С. 325.
18 января 1856 г. Солдатенков просит прислать дополнения, чтобы отдать их с прежней тетрадкой в московскую цензуру <6>. Однако обстоятельства резко изменились. К Некрасову в Петербург приехал В. П. Боткин, с которым поэт сдружился за время совместного пребывания на даче в московском Петровском парке летом 1855 г. Как и Солдатенков, Боткин ссудил Некрасову 2 тыс. руб. и, очевидно, предложил поэту выкупить право на издание сборника стихотворений у Солдатенкова и передать ему. Некрасов довольно долго колебался, прежде чем пойти на разрыв отношений с Солдатенковым. И только когда Солдатенков в письме от 20 марта предупредил Некрасова, что он отдает рукопись в печать, Некрасов написал Солдатенкову письмо с отказом от печатания стихотворений у него и с обещанием возвратить деньги тотчас после получения ответа. "Что бы ни было и как бы ни было, книги моей видеть в печати теперь я не "могу и не хочу", - писал поэт Солдатенкову 26 марта 1856 г. <7>. -------------------------------- <6> Там же. С. 337. <7> Библиотека и музей К. Т. Солдатенкова. Лит. вестник. 1901. Т. 2. Кн. 5. С. 34.
Так о чем же свидетельствует этот факт? Да о том, что в Положении "О правах сочинителей, переводчиков и издателей" 1830 г. основным упущением законодателя было именно отсутствие норм, содержащих гарантии деятельности издателей, охраняющих их от произвола недобросовестных конкурентов, а порой и от самих авторов. Это письмо Некрасова и объяснения вернувшегося в Москву Боткина вызвали бурю в Московском кружке. Все дружно порицали Некрасова и Боткина, обвиняя их в низком поступке по отношению к Солдатенкову. Боясь скандала, Боткин посоветовал Некрасову написать оправдательное письмо Солдатенкову и оставить за ним права издания. Некрасов составил такое письмо 27 марта, но, очевидно, не отослал Солдатенкову. Скорее всего, он считал неловким отсылать его до получения ответа на предыдущее письмо о расторжении договора. Наконец, 9 апреля Некрасов получил ответ от издателя. "Я никогда не искал приобретения права на издания Ваших стихотворений, - писал Солдатенков, - я купил его у Вас только по Вашей же усиленной просьбе" <8>. Далее он приводил содержание писем Некрасова, подтверждающих полное согласие на выпуск Солдатенковым сборника, недоумевал по поводу непоследовательности поведения Некрасова и выражал готовность расторгнуть договор с ним. -------------------------------- <8> Иванов А. А. Письма к К. Т. Солдатенкову и упоминания о нем // Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806 - 1858 гг. СПб., 1880. С. 12 - 17.
Дальнейшая переписка Некрасова с Солдатенковым неизвестна. Ее отголоски сохранились только в письмах поэта В. П. Боткину. Так, 17 апреля 1856 г. он сообщал ему, что одновременно пишет Солдатенкову "коротко и сухо: берите рукопись и делайте с нею что хотите". В мае было получено цензурное разрешение. "Чудеса! - писал Некрасов Тургеневу 24 мая 1856 г. - Генерал Пушкин на прощанье мои стихи без помарок сплошь велел племяннику (цензору В. Н. Бекетову, женатому на племяннице председателя Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусина-Пушкина. - А. Т.) подмахнуть. И тот подмахнул". Наконец книжку можно было печатать, но Некрасов почему-то медлил. 16 июня он писал Боткину: "Книгу моих стихов пропустили великолепно. Я пишу Солдатенкову, чтоб он позволил мне самому печатать ее здесь, а я ему вышлю все до единого экземпляра и счет, что будет стоить издание". Это письмо Солдатенкову также не найдено. Книга была отпечатана в превосходной московской типографии Александра Семена (преемника знаменитого Августа Семена) и вышла в октябре 1856 г., когда Некрасов был за границей. По словам Чернышевского, сборник стихотворений Некрасова 1856 г. оказался такой "книгой, какой не бывало еще в русской литературе" <9>. "...Это поэт, - писал Герцен о Некрасове, - весьма примечательный - своей демократической и социалистической ненавистью..." <10>. "А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, жгутся", - говорил Тургенев <11>. -------------------------------- <9> Некрасов Н. А. Переписка с К. Т. Солдатенковым и упоминания о нем. Лит. наследство. 1949. Т. 51 - 52. С. 342. <10> См.: Там же. С. 377. <11> Мерцалов И. П. Русский издатель-благотворитель К. Т. Солдатенков и его заслуги для русского просвещения // Изв. кн. магазинов т-ва М. О. Вольф по литературе, наукам и библиографии. 1901. N 9 - 10. С. 9.
Трехтысячный тираж сборника разошелся в несколько дней. Книгу, цена которой была полтора рубля, через месяц после выхода приобретали за шесть. Александр Дюма-отец, приехавший в Россию, купил эту книгу в 1858 г. за 16 руб. В. Я. Адарюков свидетельствовал, что цена ее доходила до 40 руб. Солдатенков, очевидно, собирался выпускать второе издание. Успеху книги способствовало и то, что Чернышевский в ноябрьском номере "Современника" перепечатал из сборника три наиболее сильных стихотворения: "Поэт и гражданин", "Забытая деревня" и "Отрывки из путевых записок графа Гаранского". Но эта публикация обратила внимание на книгу не только широкого круга читателей, но и, увы, властей. По словам "Колокола", "аристократическая сволочь" усмотрела в стихах Некрасова "революционные возгласы". Шли разговоры, что стихи Некрасова, напечатанные Чернышевским в "Современнике", прочитал царь - Александр II - и сам указал на упущение цензуры. Книга Некрасова была запрещена к переизданию, запрещены были перепечатки из нее стихотворений, было запрещено и писать о книге. "При случае скажи Солдатенкову, - писал В. П. Боткин своему младшему брату Д. П. Боткину 17 декабря 1856 г., - что второе издание стихотворений Некрасова запрещено". Новое издание сборника, с большими купюрами и заменами, вышло в России только в 1861 г. Сборник 1856 г. был перепечатан в 1859 г. в Лейпциге. Возможно, это было сделано с разрешения К. Т. Солдатенкова - на этом издании, как и на московском сборнике, стояли фамилии издателей - Солдатенкова и Щепкина. Давая объяснения в цензуру в связи с появлением лейпцигского издания, Некрасов писал, что он не имеет к нему никакого отношения. Однако у Некрасова был экземпляр этого издания. Спустя много лет этот экземпляр попал в библиотеку известного собирателя проф. И. Н. Розанова. "В тексте, - писал Розанов, - имеются пометки, сделанные рукой Некрасова. Он восстанавливает выпущенные цензурой строки <12>. На форзаце - автограф (карандашом), четыре строчки из известного стихотворения: -------------------------------- <12> См.: Там же. С. 11.
Жизни вольной впечатленьям Душу вольную отдай, Человеческим стремленьям В ней проснуться не мешай. Н. Некрасов. Очевидно, не только сам факт издания сборника 1856 г., но и отношения с Солдатенковым навсегда запечатлелись в памяти поэта. Набрасывая незадолго до смерти план автобиографических записок, Некрасов первым пунктом восьмой главы поставил: "Письмо к Солдатенкову". Вероятнее всего, он имел в виду письмо от 26 марта 1856 г. и намеревался разъяснить причины, приведшие поэта к острому конфликту с членами Московского кружка. Некоторое осложнение отношений между Некрасовым и Солдатенковым со временем сгладилось. Известно, что в 1867 г. они встретились в Риме, и Солдатенков по просьбе Некрасова рекомендовал его известной русской гарибальдийке А. Н. Якоби. Конечно же, приведенный нами этот исторический факт не является единичным. Законодательство об авторском праве совершенствовалось в России путем проб и ошибок, и несмотря на многие трудности, выстояло, и надо надеяться, что и в сложившихся условиях будет развиваться эволюционно, а сам законодатель будет учитывать интересы всех участников возникающих в этой области отношений, что немаловажно для правового государства.
Название документа