Конкурентное право при введении объектов интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот

(Сенников Н. Л.) ("Юрист", 2007, N 4) Текст документа

КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО ПРИ ВВЕДЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ

Н. Л. СЕННИКОВ

Использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау - применение информационных интеллектуальных технологий (ИИТ) - определяет характер корпоративных общественных отношений хозяйствующих субъектов рыночной среды. Технологические изменения служат ориентиром выявления приоритетов развития производства, предпринимательства в конкретных сферах предпринимательской деятельности. Стратегия предпринимательской деятельности опирается на достижение конкурентных преимуществ в реализации исключительных имущественных прав субъектов рынка, коммерциализирующих объекты интеллектуальной промышленной собственности путем введения ИИТ в хозяйственный оборот. Финансовые институты права (налоговое право, банковское право, страховое право, др.) должны определять приоритетные направления в наиболее значимых для экономики России областях производства, распределения отечественных товаров, созданных посредством использования отечественных и зарубежных патентов на технические инновации <1>. -------------------------------- <1> См.: Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007 - 2012 годы"; Финансирование Федеральной целевой программы в 2007 г. составит более 11 миллиардов рублей // www. lenta. ru/news/2006/10/04/ruscience2007.01.29.

Неформальные основы конкуренции использования исключительных имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, технические ноу-хау - применения ИИТ определяются следующими позициями: 1) финансовые возможности потребителей; 2) ресурсные возможности поставщиков; 3) размер трансакционных издержек (издержки получения информации, надзора, защиты, принуждения, исполнения и пр.); 4) появление аналогичных технологических решений, реализация прав конкуренции. Наличие этих позиций зависит от возможностей хозяйствующих субъектов реализовать исключительные имущественные права. В 1970-х годах американская корпорация "Крей ри сеч" лидировала в разработке технологий при производстве суперкомпьютеров в США. Основным заказчиком выступали национальные оборонные научные центры. Этот сектор рынка правительство защитило протекционистскими мерами от конкурентов Японии и Франции посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Тем самым "Крей ри сеч" перестала руководствоваться 5 экономическими принципами права конкуренции. Это неизбежно сказалось на будущих результатах. Конкурирующие фирмы из Юго-Восточной Азии (Тайвань), используя эволюционные ИИТ - исключительные имущественные права на объекты интеллектуальной промышленной собственности, смогли обеспечить по более низким ценам производство компьютеров с соответствующими программными продуктами, равноценными в применении, но с измененной архитектурой компьютеростроения. Эффективность использования этих компьютерных устройств обеспечила отмену протекционистских барьеров (отмену соответствующих нормативно-правовых актов) и полный крах "Крей ри сеч" на рынке. Другой пример описывает конкурентную борьбу производителей компьютерных дисководов в 1980 - 1990 гг. Американская компания "IBM" ориентировалась в своей деятельности на дискретные эволюционные ИИТ, постоянно переходя к качественно новым компонентам своего изделия. Конкурирующие фирмы Японии "Тошиба", "Фуджитсу", используя непрерывные эволюционные ИИТ, в основе деятельности направляли свои предпринимательские решения на пролонгацию эффективных результатов - инноваций, совершенствуя неосновные узлы изделия. В результате японские производители выявили дополнительные резервы для повышения производительности компьютерных дисководов без радикального отказа от базовых технологий на своем сегменте мирового рынка <2>. -------------------------------- <2> См.: Инновационная экономика. М.: Наука, 2001. С. 90 - 92.

Интеллектуально-информационный технологический комплекс общественных отношений США, являющийся в настоящее время важнейшим структурным звеном национальной экономики, сформировался за последние 40 лет. В 90-е годы его доля в суммарном объеме национального производства увеличилась с 5,8% до 8,3%. Воздействие этого комплекса учитывается при определении экономических показателей страны. Основные отрасли комплекса, разрабатывающие и применяющие ИИТ, демонстрируют ускоренное, динамичное развитие (после 1995 г. темп роста производства компьютеров и цифровых услуг достигал 17%, ежегодное увеличение в последующие годы - на 9%). Приоритет спроса на гражданскую продукцию начиная с 1970-х годов определил тенденцию смягчения норм антимонопольного законодательства, принятие программ поддержки сотрудничества частных корпораций с высшей школой и научными центрами, снятие барьеров, ограничивающих проникновение на внутренние рынки иностранных товаров, созданных с применением ИИТ, определил положение таким образом, что комплекс информационно-индустриальных общественных отношений в США фактически перестал контролироваться и финансироваться государством (увеличение количества неформальных правил общественных отношений). Важнейшим направлением американской инновационной политики в области ИИТ стало содействие развитию кооперационных связей между предпринимателями, научными центрами, высшей школой, промышленностью. Регулирование права конкуренции ведущих производителей комплекса информационно-индустриальных общественных отношений с целью сохранения экономических стимулов возлагается на государство <3>. -------------------------------- <3> См.: Инновационная экономика. М.: Наука, 2001. С. 192 - 194.

Технологическое лидерство связано с уровнем и темпами введения ИИТ, реализации исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности при их коммерциализации, введении в хозяйственный оборот. Лидерство, достижение конкурентных прав позволяют субъектам предпринимательских отношений, опережая других хозяйствующих субъектов, занимать более выгодные позиции на рынке сбыта готовой продукции и обладать инициативой перехода к новым технологическим решениям. Подобное лидерство связано, конечно, с большим риском, неопределенностью конечного результата. Конкурентные преимущества участников российского рынка при применении ИИТ, при использовании объектов интеллектуальной промышленной собственности в случае необходимости (контрафактные действия) обеспечиваются правовым режимом конкуренции. Теоретической основой понятия права конкуренции по поводу введения исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственный оборот является правовая институциональная теория, позволяющая в рамках системы функционирования правовых и социально-экономических институтов общественных отношений рассмотреть взаимосвязь конкурентного права использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау - ИИТ с практикой его применения субъектами предпринимательской деятельности, тем самым способствуя совершенствованию юридического механизма гражданско-правовых отношений. Предпринимательский аспект конкуренции с учетом фактора использования объектов интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей проявляется при наличии потенциала хозяйственно независимых производителей, продавцов и потребителей исключительных имущественных прав. Предпринимательские права, способности их реализовать обеспечивают постоянно действующий механизм соперничества, позволяющий эффективно перераспределять хозяйственные ресурсы. В настоящее время необходимо законодательно определить право конкуренции как возможность реализовать весь объем исключительных имущественных прав при использовании объектов интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей в хозяйственном обороте. По аналогии с определением юридического понятия норм права конкуренции субъектов на товарных рынках в российском законодательстве конкуренция субъектов по поводу использования объектов интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей - это состязательная деятельность хозяйствующих субъектов, ограничивающая возможность каждого из участников отношений по поводу коммерциализации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау - ИИТ, их обращения в определенном секторе рынка, согласующаяся с нормами антимонопольного законодательства Российской Федерации <4>. -------------------------------- <4> По аналогии см.: абз. 6 ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499); см.: Тотьев К. Ю. Конкурентное право / Отв. ред. д. ю.н. О. М. Олейник. Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2000. С. 1.

Принципы гражданского права российского законодательства позволяют сформулировать условия, при которых может быть реализовано право конкуренции при информационно-индустриальных общественных отношениях <5>. Это прежде всего обеспечение независимых поставок объектов и технологий на рынок и присутствие на нем необремененных потребителей интеллектуальных продуктов, всемерная защита прав авторов, правообладателей. Участники рынка избегают сепаратных соглашений, ограничивающих право конкуренции, а сам рынок предполагает присутствие объектов интеллектуальной промышленной собственности и технологий свободного, ограниченного и закрытого доступа. Режим доступа определяется патентным режимом, режимом коммерческой тайны, учредительными документами и специальными договорами, а также коммерческими возможностями хозяйствующих субъектов рынка реализовать свои исключительные имущественные права (оборотоспособностью объектов интеллектуальной промышленной собственности, правоспособностью, дееспособностью авторов, правообладателей). -------------------------------- <5> Структурообразующим нормативно-правовым актом является Гражданский кодекс, дополненный специальным разделом о праве интеллектуальной собственности (4-я часть ГК РФ).

Учитывая изложенное, можно определить юридическое содержание права конкуренции субъектов интеллектуальной промышленной собственности как: 1) некий социальный регулятор, влияющий на поведение субъектов рынка; 2) одно из условий правомерной предпринимательской деятельности; 3) в некоторых случаях - форма предпринимательской деятельности рыночных субъектов, целью которой является получение наиболее выгодных условий реализации прав на создание и уступку прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности <6>. -------------------------------- <6> См.: I часть, п. 1 ст. 2, ГК РФ.

Юридическая предпосылка информационной составляющей права конкуренции субъектов интеллектуальной промышленной собственности - правовая свобода предпринимательства в рамках договора. Нормативные акты, обеспечивающие право конкуренции, должны функционировать как единая согласованная система, объединенная в рамках гражданского права, финансового права, антимонопольного законодательства. В Законе Российской Федерации о конкуренции на товарных рынках <7> конкурентное право обеспечивается юридической силой Конституции РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, которые в целом позволяют реализовать правила добросовестной конкуренции и ограничить монополистическую деятельность <8>. Однако возникает необходимость выявления специфики проблем, связанных с формированием гражданско-правовых норм регулирования общественных отношений при конкурентном использовании исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности, ИИТ. -------------------------------- <7> См.: Закон Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499. <8> См.: Тотьев К. Ю. Конкурентное право / Отв. ред. д. ю.н. О. М. Олейник. Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2000. С. 20.

Нормативный аспект понятия права конкуренции при использовании исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей выражается в создании необходимых условий для реализации прав конкуренции хозяйствующих субъектов и их эффективной защиты (прав конкуренции) со стороны государства <9>. Ограничения прав конкуренции в каких-либо проявлениях противоправны и пресекаются законом <10>. -------------------------------- <9> См. по аналогии: ст. 1, п. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499. <10> См. по аналогии: п. 1 ст. 10 ГК РФ; ст. 5 - 8 Закона Российской Федерации от 22.05.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; Ст. 178 УК РФ.

Неформальные взаимоотношения участников рынка рассматриваются как обычаи делового оборота, если они не нарушают пределов закона <11>. Контроль над соблюдением основ права конкуренции осуществляется антимонопольными органами государственной власти. -------------------------------- <11> По аналогии см.: ч. 7 п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

Поскольку конкуренция субъектов интеллектуальной промышленной собственности в инновационной экономике выполняет функции регулирования, мотивации, распределения, контроля и безопасности <12>, то поддержка конкуренции хозяйствующих субъектов по поводу использования исключительных имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы осуществляется прежде всего государством, которое создает условия появления, развития, существования добросовестной конкуренции и пресечения недобросовестной конкуренции и монополизма <13>. -------------------------------- <12> См.: Тотьев К. Ю. Конкурентное право / Отв. ред. д. ю.н. О. М. Олейник. Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2000. С. 3 - 4. <13> По аналогии см.: п. 1 ст. 8 Конституции РФ.

Обеспечение права конкурирующих субъектов на рынке объектов интеллектуальной промышленной собственности - ИИТ - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах законов Российской Федерации. Основным направлением этой государственной деятельности признано нормативное и организационное регулирование. Нормативное регулирование определяет поведение хозяйствующих субъектов и контроль над их осуществлением. Организационное регулирование - создание различных органов исполнительной государственной власти, способных реализовать антимонопольную политику государства и подтвердить права и законные интересы субъектов предпринимательства в административном порядке, оказать эффективное влияние на развитие предпринимательских информационно-индустриальных общественных отношений <14>. -------------------------------- <14> См.: ст. 12 Закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; Тотьев К. Ю. Конкурентное право / Отв. ред. д. ю.н. О. М. Олейник. Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2000. С. 19 - 20.

Обеспечение реализации, защиты исключительных имущественных прав, единство экономического пространства, свободы перемещения товаров и услуг достигается с помощью нормативных и правовых гарантий, определяющих конкурентную среду добросовестных субъектов рынка. Конкурентную среду реализации исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности обеспечивает динамично развивающийся рынок новых технологий, в котором изобретения, полезные модели, промышленные образцы, технические ноу-хау - ИИТ являются рыночным товаром. В современных рыночных условиях система информационно-индустриальных общественных отношений субъектов приобретает особую роль. Она способствует эффективной реализации институциональных условий (торговых обычаев и формальных предписаний закона) функционирования рынка исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности как новый фактор, способствующий получению богатства и благосостояния. Возрастает доля обмена исключительными имущественными правами на объекты интеллектуальной промышленной собственности по сравнению с другими объектами гражданского права внутри стран и между странами, признание ценности и понимание необходимости их законного приобретения и использования. Развитие общественных отношений является в известной мере результатом расширения границ обмена изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау - ИИТ между хозяйствующими субъектами. Это расширение границ обмена требует создания новых и подтверждения старых торговых обычаев и формальных предписаний закона, которые возникают как по воле государства, так и под влиянием рыночной среды. Нормативные акты и неформальные правила поведения определяют уровень системы информационно-индустриальных общественных отношений авторов, правообладателей на основе индивидуальных договоров - контрактов, формируя величину трансакционных издержек. Ограничения, установленные законом, увеличивают трансакционные издержки. Неформальные ограничения, особенно характерные для современной рыночной экономики, делают эффективными нормы предпринимательского, коммерческого поведения - правила неформального поведения. Договоры-контракты гарантируют исполнение формальных норм и неформальных правил, отражающих структуру интересов, стимулов и антистимулов права интеллектуальной промышленной собственности и юридических механизмов его обеспечения. Договоры-контракты создают четкие рамки и позволяют субъектам структурировать сложные формы общественных отношений по поводу изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау - ИИТ и являются конкретными юридическими механизмами соблюдения формальных и неформальных ограничений, влияют на определение, перераспределение правомочий интеллектуальной промышленной собственности и тем самым способствуют в конечном счете снижению трансакционных издержек, поскольку устанавливают определенный сценарий поведения субъектов и облегчают способы обмена объектами интеллектуальной промышленной собственности и защиты исключительных имущественных прав. Возрастающая тенденция накопления обществом всемерной возможности реализовать исключительные имущественные права на объекты интеллектуальной промышленной собственности делает необходимым моделирование системы общественных отношений для повышения эффективности обмена объектами, являющимися носителями инноваций. Моделирование системы общественных отношений возможно лишь в рамках инновационного процесса, способствующего разработке и использованию исключительных имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, имущественных прав на технические ноу-хау - ИИТ, стимулирующих экономический рост и международную торговлю, обмен товарами, создающих благоприятную правовую среду для процессов инвестирования. Рассмотрение предпринимательских аспектов введения исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей в хозяйственный оборот позволяет сформулировать в рамках системного подхода концептуальную схему формирования модели инновационной экономики России (см. рис. 1).

Рис. 1. Концептуальная схема формирования инновационной экономики России по поводу интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей

ИНДИКАТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ РОССИИ (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

V V

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ > СИСТЕМА ИННОВАЦИЙ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ОБЪЕКТОВ ПО ПОВОДУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ V ИНФОРМАЦИОННО - ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОБСТВЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО - > ТЕХНОЛОГИЙ С ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ V V > ВИРТУАЛЬНЫЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЛИЧНЫЕ ТИПЫ РЕЙТИНГ < ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ < СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ОТНОШЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЫНКА Н < Д < СТРУКТУРА И V V ПРИЗНАКИ РЫНКА < К РЫНКА ИННОВАЦИЙ А ФОРМИРОВАНИЕ Т ИННОВАЦИОННОГО О РЫНКА ГРАНИЦЫ Р РЫНКА < Ы ИННОВАЦИЙ V V (Н ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ И ИНФОРМАЦИОННО - ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОВЫМИ ОБЪЕМ Ж ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ < ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРАВИЛАМИ РЫНКА < Н КОНКУРЕНТНАЯ И ПОСТАВЩИКОВ КОНКУРЕНТНОЙ ИННОВАЦИЙ И СРЕДА СРЕДЫ Й (нормативно - правовые БАРЬЕРЫ У V акты) РЫНКА < Р ИННОВАЦИЙ О ЭКОНОМИЧЕСКИЕ В ПРАВИЛА Е < КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н (изменение условий СУБЪЕКТОВ Ь) договоров) РЫНКА < ИННОВАЦИЙ

/\

Цель построения схемы: 1) общее описание индикаторов (верхнего и нижнего уровней) формирования института права интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей для выявления допустимых институциональных условий введения исключительных имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы в хозяйственный оборот; 2) определение начальных ориентиров создания системы права, обеспечивающей оптимальный режим функционирования общественных отношений авторов, правообладателей, других хозяйствующих субъектов интеллектуальной промышленной собственности. Итак, - развитие информационно-индустриальных общественных отношений базируется на растущих социально-культурных потребностях общества в реализации своих прав, которые в инновационной экономике достигаются на основе создания и использования объектов интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей, в том числе и в контексте научной деятельности; - проблемы модернизации инновационной экономики России не будут решены без эффективного производства и коммерциализации объектов интеллектуальной промышленной собственности - ИИТ, защиты исключительных имущественных прав авторов, правообладателей; - глобализация информационно-индустриальных общественных отношений предполагает выявление каждой страной, входящей в мировое сообщество, факторов конкурентоспособности, а специфика права интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей обусловливает частную инициативу, гарантируемую государством; - необходимость совершенствования правовой определенности информационно-индустриальных общественных отношений субъектов инновационного рынка зависит от стратегических программ государства. Законодательные, исполнительные и судебные структуры, учитывая результаты научных исследований, институциональные подходы и способы, при исследовании формирования права интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей в качестве исходного теоретического начала принимают тезис о том, что реализация исключительных имущественных прав зависит не столько от наличия исключительных имущественных прав, сколько от эффективного их использования в хозяйственном обороте; - принятие и реализация финансовых нормативно-правовых актов определяют законопослушное поведение хозяйствующих субъектов посредством эффективного использования исключительных имущественных прав и получение соответствующих льгот (налоговых, кредитования, страхования, банковских гарантий, др.) <15>; -------------------------------- <15> Правительство РФ одобрило законодательное предложение Министерства финансов о введении ряда налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности в стране (изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость услуг по введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной промышленной собственности, а также расширение перечня научных фондов, получение средств из которых не будет облагаться налогом на прибыль) // www. svobodanews. ru/News/374276.php/2007.02.11. Тем не менее указанный законопроект действует избирательно и не в полной степени соответствует провозглашенному либеральному правовому режиму интеллектуальной промышленной собственности.

- эффективное использование исключительных имущественных прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности с информационной составляющей, продуцирующих общий экономический рост, в контексте исследуемой проблемы может достигаться при такой организации условий, при которой существующий в рамках институциональной системы набор ограничений общественных отношений, заданных нормативными актами и правилами торгового обращения, позволяет структурировать отношения субъектов рынка при введении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, технических ноу-хау в хозяйственный оборот.

Название документа