Организация (ООО) выполнила для муниципального бюджетного учреждения (галереи) работы по остеклению здания галереи

Стороны заключили договор подряда.

Гражданско-правовой договор по требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" к заключению договоров бюджетными учреждениями, стороны не заключали.

После принятия работ (по акту приемки работ) организация отказалась их оплачивать ввиду отсутствия гражданско-правового договора бюджетного учреждения.

Вправе ли организация требовать оплаты произведенных работ от бюджетного учреждения при условии, что работы были выполнены надлежащим образом и приняты учреждением?

Ответ: Учитывая судебную практику по данному вопросу, организация вправе требовать оплаты произведенных работ от муниципального бюджетного учреждения, хотя гражданско-правового договора по требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) между сторонами заключено не было.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ данный Федеральный закон устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 2 указанной статьи Закон N 94-ФЗ применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.

В силу ч. 1 ст. 3 Закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с п. 1 ст. 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

В соответствии с п. 1 ст. 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

В силу п. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Таким образом, нормами Закона N 94-ФЗ закреплено, что между заказчиком (бюджетным учреждением) и организацией должен быть заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ с соблюдением правил, установленных данным Федеральным законом.

Однако вопросы исполнения обязательств между муниципальным бюджетным учреждением и исполнителем по такому обязательству без заключения гражданско-правового договора по требованиям, предъявляемым Законом N 94-ФЗ, остаются неурегулированными. По нашему мнению, к данным отношениям применимы положения гл. 37 ГК РФ, в том числе ст. 711 ГК РФ, в части оплаты данных работ.

При ответе на рассматриваемый вопрос необходимо обратиться к судебной практике по аналогичным делам.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 19.10.2012 N А32-693/2012 рассмотрел спор по поводу образовавшейся задолженности администрации муниципального образования перед организацией, выполнившей работы по благоустройству улицы на территории муниципального образования. Учреждение (заказчик) и организация (подрядчик) подписали договор на выполнение работ без учета требований Закона N 94-ФЗ. Результаты работы заказчик принял, но не оплатил, подрядчик обратился в суд с требованием об оплате произведенных работ. По результатам рассмотренного дела суд встал на сторону подрядчика, указав, что отсутствие муниципального контракта на выполнение работ не является законной причиной для отказа муниципального образования от оплаты принятых работ.

ФАС Московского округа в Постановлении от 29.12.2010 N КГ-А410/16043-10 рассмотрел аналогичный спор и по результатам его рассмотрения пришел к аналогичным выводам. Согласно обстоятельствам дела организация осуществила для администрации городского поселения работы по благоустройству и ремонту сетей наружного освещения на территории городского поселения в отсутствие муниципального контракта (по договору подряда). После приемки работ администрация отказалась оплачивать принятые работы в связи с отсутствием контракта на такие работы. Суд обязал администрацию муниципального образования выплатить задолженность по принятым, но не оплаченным работам по благоустройству территории городского поселения.

Также ФАС Московского округа в указанном Постановлении делает ссылку на п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда". Суд счел, что указанный пункт применим к рассмотренному судом спору. Данный пункт гласит о том, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.

ВАС РФ в Определении от 21.03.2011 N ВАС-2655/11 отказал в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора. ВАС РФ в указанном Определении обратил внимание на то, что отсутствие между сторонами заключенного государственного или муниципального контракта не влияет на характер фактических отношений сторон и отсутствие государственного или муниципального контракта не отменяет обязанности администрации оплатить фактически выполненные и принятые работы.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

23.06.2013