Вправе ли организация - участник открытого аукциона в электронной форме, проводимого для государственных нужд, требовать возмещения убытков с оператора электронной площадки, причиненных разглашением конфиденциальных сведений об участнике размещения заказа, полученных в ходе проведения аукциона?

Ответ: Организация - участник открытого аукциона в электронной форме, проводимого для государственных нужд, вправе требовать возмещения убытков с оператора электронной площадки, причиненных разглашением конфиденциальных сведений об участнике размещения заказа, полученных в ходе проведения аукциона. Также действует положение о том, что, если условия для разглашения конфиденциальных сведений были созданы в результате переговоров заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки с участником размещения заказа, открытый аукцион в электронной форме может быть признан недействительным по иску участника размещения заказа.

С 01.01.2014 прямо в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) закрепляется право организации - участника электронного аукциона, проводимого для обеспечения государственных нужд, требовать возмещения убытков с оператора электронной площадки, причиненных разглашением конфиденциальных сведений об участнике размещения заказа, полученных в ходе проведения аукциона.

Обоснование: В соответствии с ч. 6 ст. 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при проведении открытого аукциона в электронной форме какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки с участником размещения заказа не допускаются в случае, если в результате таких переговоров создаются преимущественные условия для участия в открытом аукционе в электронной форме и (или) условия для разглашения конфиденциальных сведений. В случае нарушения указанного положения открытый аукцион может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ при направлении оператором электронной площадки заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию документов и сведений в форме электронных документов, полученных от имени участника размещения заказа, до подведения итогов открытого аукциона в электронной форме оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность сведений об участнике размещения заказа, направившем такие документы в порядке, установленном условиями функционирования электронных площадок.

На основании ст. 62 Закона N 94-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным решения собрания;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из изложенного, Закон N 94-ФЗ не содержит нормы, которая прямо указывает на право участника открытого аукциона в электронной форме, проводимого для государственных нужд, требовать возмещения убытков с оператора электронной площадки, причиненных разглашением конфиденциальных сведений об участнике размещения заказа.

Однако, учитывая приведенные нормы ГК РФ, такое право не может отсутствовать у участника открытого аукциона в электронной форме.

Следовательно, организация - участник открытого аукциона в электронной форме, проводимого для государственных нужд, вправе требовать возмещения убытков с оператора электронной площадки, причиненных разглашением конфиденциальных сведений об участнике размещения заказа, полученных в ходе проведения аукциона. Также действует положение о том, что, если условия для разглашения конфиденциальных сведений были созданы в результате переговоров заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки с участником размещения заказа, открытый аукцион в электронной форме может быть признан недействительным по иску участника размещения заказа.

На основании ст. 113 Закона N 44-ФЗ Закон N 94-ФЗ признается утратившим силу.

Частью 1 ст. 114 Закона N 44-ФЗ установлено, что Закон N 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Согласно ч. 2 ст. 46 Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником электронного аукциона не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в электронном аукционе и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.

Статьей 47 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае нарушения положений гл. 3 Закона N 44-ФЗ, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.

Как установлено ч. 1 ст. 107 Закона N 44-ФЗ, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст. 107 Закона N 44-ФЗ определено, что операторы электронных площадок и их должностные лица обязаны возместить убытки, причиненные их неправомерными действиями по разглашению информации, полученной в ходе проведения электронных аукционов.

Учитывая изложенное, с 01.01.2014 прямо в Законе N 44-ФЗ закрепляется право организации - участника электронного аукциона, проводимого для обеспечения государственных нужд, требовать возмещения убытков с оператора электронной площадки, причиненных разглашением конфиденциальных сведений об участнике размещения заказа, полученных в ходе проведения аукциона.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

23.06.2013