Транспортная организация оказывает услуги по перевозке (доставке) спиртосодержащей продукции. Вправе ли сотрудники ГИБДД требовать от водителей - работников организации представления специальной лицензии на такую перевозку?

Ответ: Если транспортная организация оказывает услуги по перевозке (доставке) спиртосодержащей продукции, то сотрудники ГИБДД не вправе требовать от водителей - работников организации представления специальной лицензии на такую перевозку. Действующее законодательство не относит специальную лицензию на перевозку спиртосодержащей продукции к документам, сопровождающим оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Обоснование: Оборот алкогольной продукции на территории РФ взят под государственный контроль. В настоящее время действует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). В силу пп. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ на осуществление деятельности по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции выдаются лицензии. Эта норма действует с 1 июля 2012 г.

В то же время в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" указано, что перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются на основании лицензии с 1 июля 2013 г. При этом лицензии на этот вид деятельности выдаются с 1 июля 2012 г. Лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и указанной спиртосодержащей продукции, выданные с 1 июля 2012 г. по 30 июня 2013 г., действуют с 1 июля 2013 г.

Таким образом, лицензии на осуществление указанного вида деятельности выдаются уже с 1 июля 2012 г., а действовать они начнут с 1 июля 2013 г.

Следует учитывать, что заключение договора на перевозку с перевозчиком, не имеющим соответствующей лицензии, может привести к аннулированию в судебном порядке лицензии на производство и оборот алкогольной продукции самой компании (абз. 17 п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ).

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими права и обязанности сотрудников ГИБДД, являются Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные законы от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и нормативные акты МВД России, зарегистрированные в Минюсте России.

Так, согласно п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ сотрудники полиции вправе останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

В силу п. 63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185, проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС) является одним из оснований для остановки транспортного средства.

Оборот алкогольной продукции на территории РФ взят под государственный контроль. В силу пп. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Исчерпывающий перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлен в п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ. Согласно этой норме оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

- товарно-транспортная накладная;

- справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

- справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

- уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);

- заверенная подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

Как видно из приведенного перечня, лицензия на осуществление перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции не является сопроводительным документом. Следовательно, требование сотрудников ГИБДД о представлении лицензии на перевозку неправомерно.

С. В.Тимошкова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

С. В.Соболева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

22.06.2013