ООО планирует заключить с государственным федеральным казенным предприятием договор простого товарищества без образования юридического лица для производства продукции на территории федерального казенного предприятия и на принадлежащем ему оборудовании. Правомерна ли такая сделка?

Ответ: Если ООО планирует заключить с государственным федеральным казенным предприятием договор простого товарищества без образования юридического лица для производства продукции на территории федерального казенного предприятия и на принадлежащем ему оборудовании, такая сделка правомерна, если собственник имущества казенного предприятия даст согласие на ее заключение, а также если при необходимости эта сделка будет одобрена как крупная сделка уполномоченным органом ООО и собственником имущества предприятия.

Обоснование: Федеральное казенное предприятие - это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (п. 1 ст. 115 Гражданского кодекса РФ). Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В силу п. 1 ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (п. 2 ст. 1041 ГК РФ).

Как указывалось выше, унитарное предприятие является коммерческой организацией, которая, однако, не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Следовательно, распоряжение таким имуществом по усмотрению самого унитарного предприятия невозможно.

В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Непосредственно деятельность унитарных предприятий регламентирована Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).

Пунктом 4 ст. 18 Закона N 161-ФЗ установлено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением п. 4 ст. 18 Закона N 161-ФЗ, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица. Ответчик вправе заявить об истечении срока исковой давности для признания такой сделки недействительной на основании п. 2 ст. 181 ГК РФ. Иск собственника о признании такой сделки недействительной суд не удовлетворит, если в деле будут иметься доказательства ее предварительного или последующего одобрения (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Таким образом, предприятие не вправе без согласия собственника заключать договоры простого товарищества (п. 1 ст. 1041 ГК РФ). Действующим законодательством прямо не предусмотрена форма выдачи такого согласия. Оно может быть дано в любой форме, которая не противоречит закону (например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2012 по делу N А15-1054/2011, Определением ВАС РФ от 31.05.2012 N ВАС-6603/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Таким образом, согласие должно быть выражено в форме, ясно свидетельствующей о том, что лицо дало согласие на сделку. В нем следует указать, относительно какой сделки дается согласие, привести ее предмет и существенные условия.

Кроме того, обращаем внимание, что договор простого товарищества может быть отнесен к числу крупных сделок ООО в рамках ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ). Поскольку при совершении такой сделки существует риск утраты имущества общества, полагаем, что ее одобрение в порядке ст. 46 Закона N 14-ФЗ необходимо (например, Постановление ФАС Московского округа от 08.05.2008 N КГ-А40/3747-08).

Аналогичное требование предусмотрено в ст. 23 Закона N 161-ФЗ, согласно п. 3 которой собственник имущества унитарного предприятия должен дать согласие на совершение им крупной сделки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований, осуществляют федеральные органы исполнительной власти в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в их ведении.

Таким образом, при необходимости договор простого товарищества должен быть одобрен как крупная сделка не только уполномоченным органом ООО, но и собственником имущества казенного предприятия.

С. В.Тимошкова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

С. В.Соболева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

22.06.2013