Российская организация, закупающая на территории Туркменистана фрукты для переработки их на территории Российской Федерации и осуществляющая в Туркменистане исключительно деятельность по содержанию запасов и хранению этих фруктов, владеет недвижимым и движимым (оборудованием для хранения) имуществом на территории Туркменистана

Должна ли организация уплачивать налог на имущество организаций в соответствии с положениями гл. 30 Налогового кодекса РФ в отношении указанного имущества?

Ответ: Принадлежащее российской организации недвижимое имущество, расположенное на территории Туркменистана, может облагаться как налогом на имущество организаций в Российской Федерации, так и являющимся аналогом российского налога налогом на имущество предприятий в Туркменистане согласно ст. 2 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Туркменистана от 14.01.1998 "Об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение).

Движимое имущество российской организации (оборудование для хранения фруктов), не являющееся частью имущества постоянного представительства в Туркменистане и не относящееся к постоянной базе, используемой для оказания независимых личных услуг, а также не связанное с эксплуатацией судов и транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках, должно облагаться налогом на имущество организаций в Российской Федерации согласно ст. 22 Соглашения.

Обоснование: Согласно ст. 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

В соответствии со ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана заключено Соглашение, применяемое в Российской Федерации, в частности, к налогу на имущество организаций (согласно п. п. 3 и 4 ст. 2 Соглашения).

В соответствии с пп. "a", "c" и "d" п. 3 ст. 5 Соглашения термин "постоянное представительство", независимо от положений п. п. 1 и 2 ст. 5, не включает:

- использования сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию;

- содержания запасов товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию, исключительно для целей переработки их другим предприятием;

- содержания постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для этого предприятия.

Таким образом, деятельность российской организации на территории Туркменистана по закупке, содержанию запасов и хранению фруктов для последующей переработки их на территории Российской Федерации не признается деятельностью в Туркменистане через постоянное представительство.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Соглашения недвижимое имущество, принадлежащее резиденту одного договаривающегося государства и находящееся в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в этом другом договаривающемся государстве.

Таким образом, принадлежащее российской организации недвижимое имущество, расположенное на территории Туркменистана, может облагаться как налогом на имущество организаций в Российской Федерации, так и являющимся аналогом российского налога согласно ст. 2 Соглашения налогом на имущество предприятий в Туркменистане.

Сразу же отметим, что согласно ст. 23 Соглашения, если резидент РФ владеет имуществом, которое, в соответствии с положениями данного Соглашения, может облагаться налогами в Туркменистане, то сумма налога на такое имущество, уплаченная в Туркменистане, подлежит зачету против суммы налога, взимаемого в Российской Федерации. Сумма зачета, однако, не должна превышать сумму налога Российской Федерации на такое имущество, рассчитанного в соответствии с ее налоговым законодательством.

Что касается движимого имущества, которым владеет российская организация на территории Туркменистана, то следует учитывать, что согласно п. п. 2 и 3 ст. 22 Соглашения возможность уплачивать налог на движимое имущество по выбору в одной из стран (Российской Федерации или Туркменистане) имеется только в отношении движимого имущества, являющегося частью имущества постоянного представительства или относящегося к постоянной базе, используемой для оказания независимых личных услуг, а также движимого имущества, связанного с эксплуатацией морских, речных и воздушных судов, железнодорожных и автомобильных транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках.

Все другие виды имущества резидента договаривающегося государства, согласно п. 4 ст. 22 Соглашения, облагаются налогом только в этом договаривающемся государстве.

Таким образом, движимое имущество российской организации (оборудование для хранения фруктов), не являющееся частью имущества постоянного представительства и не относящееся к постоянной базе, используемой для оказания независимых личных услуг, а также не связанное с эксплуатацией судов и транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках, должно облагаться налогом на имущество организаций в Российской Федерации.

О. В.Хритинина

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

21.06.2013