Организация, подавшая заявку на участие в размещении заказа в форме открытого аукциона в электронной форме, обратилась в территориальный орган ФАС России с жалобой на действия аукционной комиссии, не допустившей организацию к участию в аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, и действия заказчика в связи с установлением в документации об аукционе требований, нарушающих, по мнению заявителя, законодательство РФ о размещении заказов. После получения территориальным органом ФАС России соответствующего уведомления от ФАС России материалы жалобы были направлены в вышестоящий орган. Рассмотрев жалобу заявителя, ФАС России приняла решение только в отношении соответствующих действий заказчика, при этом доводы заявителя в части действий аукционной комиссии заказчика комиссия ФАС России не рассматривала, поскольку было установлено, что ранее по указанному вопросу комиссия территориального органа ФАС России уже приняла решение (в рамках ранее поданной заявителем жалобы на названные действия). Правомерны ли при таких обстоятельствах действия комиссии ФАС России по нерассмотрению части доводов?

Ответ: Указанные действия комиссии ФАС России следует признать правомерными.

Обоснование: Исходя из ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

В силу ч. 2.1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент). В соответствии с п. 1.3 Регламента исполнение государственной функции осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами.

На основании п. 3.14 Регламента ФАС России вправе рассматривать любую жалобу, поданную в территориальный орган. Для этого в территориальный орган, в который поступила такая жалоба, ФАС России направляет соответствующее уведомление, после получения которого территориальный орган немедленно направляет копию жалобы в ФАС России по факсу и (или) по электронной почте.

В силу п. 3.24 Регламента рассмотрение жалобы осуществляется на заседании комиссии контролирующего органа.

Согласно п. 3.35 Регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки комиссия принимает единое решение.

Как следует из п. 3.36 Регламента, решение (предписание) комиссии является окончательным и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Таким образом, в рассматриваемом случае очевидно, что доводы заявителя в части действий аукционной комиссии уже были предметом рассмотрения территориального органа ФАС России, в связи с чем комиссией ФАС России они не рассматривались.

Между тем Регламентом данная ситуация не урегулирована, за исключением случаев обжалования действия (бездействия) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке согласно п. п. 5.3, 5.13, 5.14 Регламента.

В то же время по смыслу приведенных положений в случае несогласия заявителя жалобы с принятым решением предусмотрено право на обжалование принятого решения в судебном порядке, тогда как возможность принятия решения по доводам жалобы, по которым уже принято решение, законодательством не установлена.

Следовательно, применительно к рассматриваемой ситуации действия комиссии ФАС России по нерассмотрению доводов жалобы, по которым ранее уже было принято решение уполномоченным органом, следует признать правомерными.

В качестве дополнительной информации сообщаем, что с 01.01.2014 Закон N 94-ФЗ утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ определено, что жалоба подается в соответствующие исполнительные органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в зависимости от характера обеспечения нужд:

- в федеральный орган исполнительной власти подается жалоба в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;

- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации подается жалоба в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

- в орган местного самоуправления в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

14.06.2013