Российская организация приобретает товары у белорусской организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. Отдельно от договора купли-продажи с этой же белорусской организацией заключается договор на оказание ею услуг лабораторного анализа химического состава части приобретаемых товаров на территории Республики Беларусь. Следует ли производить заказчику исчисление налога на добавленную стоимость в Российской Федерации при приобретении этих услуг?

Ответ: Российскому заказчику не следует производить исчисление налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента на территории Российской Федерации при приобретении услуг лабораторного анализа химического состава части приобретаемых товаров, оказанных белорусской организацией, в связи с тем что местом реализации этих услуг не признается территория Российской Федерации.

Обоснование: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 1 ст. 161 Кодекса определено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Согласно п. 2 ст. 161 Кодекса налоговая база, указанная в п. 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 Кодекса.

В соответствии со ст. 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

Согласно абз. 1 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол по услугам) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола по услугам).

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам.

Поскольку пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам не предусмотрено определение места реализации услуг лабораторного анализа химического состава части приобретаемых товаров, при оказании таких услуг налогоплательщиком Республики Беларусь местом их реализации не признается территория Российской Федерации. Следовательно, заказчику не следует производить исчисление налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента на территории Российской Федерации.

А. В.Недоступ

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

14.06.2013