Белорусская организация, не осуществляющая деятельности на территории Российской Федерации, оказала российской организации услуги по предоставлению в аренду железнодорожных вагонов и контейнеров для осуществления перевозок на территории Российской Федерации. Следует ли российскому арендатору этих вагонов и контейнеров производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента в Российской Федерации?

Ответ: Российскому арендатору железнодорожных вагонов и контейнеров не следует производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента в Российской Федерации, поскольку местом реализации оказанной белорусским арендодателем услуги по предоставлению в аренду железнодорожных вагонов и контейнеров не признается территория Российской Федерации.

Обоснование: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 1 ст. 161 Кодекса определено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Согласно п. 2 ст. 161 Кодекса налоговая база, указанная в п. 1 данной статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 данной статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 Кодекса.

Статьей 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" установлено, что порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не предусмотрено пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Протокола.

Положения пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола применяются также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.

Исходя из ст. 1 Протокола транспортные средства - морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного "река - море" плавания; единицы железнодорожного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры.

Таким образом, российскому арендатору железнодорожных вагонов и контейнеров не следует производить исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента в Российской Федерации.

А. В.Недоступ

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

14.06.2013