Правовые проблемы проверки нотариусом дееспособности гражданина
(Мохов А. А., Колганова С. В.) ("Нотариус", 2007, N 1) Текст документаПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕРКИ НОТАРИУСОМ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНИНА
А. А. МОХОВ, С. В. КОЛГАНОВА
Мохов А. А., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса ГОУ ВПО "Волгоградский государственный университет".
Колганова С. В., аспирантка кафедры гражданского права и процесса ГОУ ВПО "Волгоградский государственный университет".
Круг нотариальных действий, совершаемых нотариусами, определен ст. 35 и 36 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. На нотариусе в соответствии со ст. 43 Основ законодательства о нотариате лежит, в частности, обязанность по проверке дееспособности граждан. Несоблюдение такой обязанности может в конечном счете привести к привлечению нотариуса к гражданско-правовой ответственности за причиненный заинтересованным лицам вред, так как в соответствии со ст. 17 Основ нотариус, совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. Что же собой представляет дееспособность гражданина и как она может устанавливаться нотариусом? Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК). Обладать дееспособностью - значит иметь способность лично совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т. п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т. п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей. Таким образом, дееспособность включает прежде всего способность к совершению сделок (сделкоспособность) и способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность). Кроме того, дееспособность включает способность гражданина своими действиями осуществлять имеющиеся у него гражданские права и исполнять обязанности. Такая способность впервые в нашем законодательстве предусмотрена в ГК РФ (п. 1 ст. 21). В данном случае законодатель принял во внимание предложение, которое было обосновано в трудах ученых-цивилистов, доказавших, что если за гражданином признается способность приобретать права и создавать для себя обязанности, то за ним нельзя не признать способность своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности <1>. -------------------------------- <1> См.: Грибанов В. П. Основные проблемы осуществления и защиты гражданских прав: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1970. С. 11.
Ценность названной категории определяется тем, что дееспособность юридически обеспечивает активное участие личности в гражданском обороте, предпринимательской и иной экономической деятельности, реализации своих имущественных прав, в первую очередь права собственности, а также ряда личных неимущественных прав. При этом все другие участники гражданского оборота могут рассчитывать на применение мер ответственности к дееспособному субъекту, нарушившему договорные обязательства или причинившему имущественный вред при отсутствии договорных отношений. Дееспособность, как и правоспособность, по юридической природе - субъективное право гражданина <2>. -------------------------------- <2> Там же.
Содержание дееспособности граждан как субъективного права включает следующие возможности, которые можно рассматривать как его составные части: способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности; способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности; способность нести ответственность за гражданские правонарушения. Дееспособность, как и правоспособность, нельзя рассматривать как естественные свойства человека, они предоставлены гражданам законом и являются юридическими категориями. Однако в отличие от правоспособности, которая в равной мере признается за всеми гражданами, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Для того чтобы приобретать права и осуществлять их собственными действиями, принимать на себя и исполнять обязанности, необходимо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь определенный жизненный опыт. Эти качества существенно отличаются у разных индивидов в зависимости от возраста, психофизиологических особенностей личности. Право как регулятор общественных отношений, с одной стороны, рассчитано на широко распространенные, типичные ситуации, складывающиеся в той или иной сфере человеческого бытия, с другой - не может не учитывать и возможных (в первую очередь - негативных) отклонений от нормальной ткани правопорядка. Отмеченное в полной мере относится и к такой юридической категории, как дееспособность. В п. 1 ст. 21 ГК РФ законодатель, на наш взгляд, установил презумпцию дееспособности физического лица (гражданина), достигшего установленного законом возраста. Иными словами, законодатель на основе опыта ряда поколений считает, что физическое лицо, достигшее по общему правилу 18-летнего возраста, может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В то же время дееспособность в качестве обязательной предпосылки предполагает такое психическое состояние гражданина, которое обеспечивает ему способность понимать значение своих действий и руководить ими. Наличие психического расстройства, исключающего такую способность (способность понимать значение своих действий и руководить ими), указывает на отсутствие дееспособности. Критерии недееспособности сформулированы в п. 1 ст. 29 ГК РФ. К ним относят: медицинский (психическое расстройство) и юридический (неспособность понимать значение своих действий или руководить ими). Для признания гражданина недееспособным необходимо совпадение медицинского и юридического критериев <3>. -------------------------------- <3> Волков В. Н. Судебная психиатрия: Курс лекций. М., 1998. С. 54.
Данная презумпция основана на очевидном факте социальной действительности, в соответствии с которым подавляющее большинство граждан (физических лиц), достигших совершеннолетия и не имеющих существенных дефектов здоровья, с учетом имеющихся на том или ином отрезке исторического развития данных медицинской науки в состоянии понимать значение своих действий и руководить ими. Презумпция дееспособности лица, достигшего установленного законом возраста, как одна из опровержимых презумпций действует до тех пор, пока, во-первых, не появятся обоснованные сомнения в способности лица понимать значение своих действий и руководить ими, во-вторых, эти сомнения не будут подтверждены компетентным органом в соответствии с установленным законом порядком, т. е. гражданин не будет признан недееспособным. Законодатель возлагает обязанность по проверке дееспособности граждан по общему правилу на суд общей юрисдикции. Статья 29 ГК РФ гласит: "Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством". Порядок признания гражданина недееспособным детально регулируется нормами гл. 31 ГПК РФ. Фактически речь идет о порядке опровержения законодательно закрепленной презумпции дееспособности лица. Не вдаваясь подробно в анализ норм гражданского процессуального законодательства, укажем на тот факт, что законодатель императивно обозначает обязательное средство доказывания по данному делу - заключение экспертов-психиатров. Здесь следует подчеркнуть, что хотя дееспособность и недееспособность являются юридическим понятиями, установление психического состояния, допускающего либо исключающего способность гражданина выполнять предъявляемые к нему законом требования, является прерогативой только судебно-психиатрической экспертизы. Обусловлено это требование законодателя стремлением обеспечить процесс достоверными доказательствами, выдержать определенный стандарт доказанности юридически значимого факта. Дело в том, что большинство иных материалов, вовлекаемых по такого рода делам в процесс, несмотря на их относимость и допустимость, недостаточны для разрешения дела по существу, вероятность вынесения ошибочного судебного решения по ним довольно высока. Ни судьи, ни заявитель, ни свидетели не обладают специальными знаниями в области судебной психиатрии. Даже врачи - не психиатры могут лишь заподозрить наличие психической болезни у человека, сделав соответствующую запись в медицинской документации и направив пациента на консультацию к специалисту. В соответствии ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров. Возвращаясь к нотариальной деятельности, отметим, что законодатель, как указывалось выше, возлагает обязанность по проверке дееспособности граждан и на нотариуса. Статья 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в отличие от ГПК РФ не содержит каких-либо требований относительно порядка проверки дееспособности граждан. На практике попытка определить дееспособность физического лица осуществляется по возрасту, указанному в документе, удостоверяющем личность, а также в ходе беседы нотариуса. Если у нотариуса появились сомнения в способности лица осознавать фактический характер своих действий или руководить ими, а сведений о признании лица недееспособным не имеется, нотариус откладывает совершение соответствующего нотариального действия. Как можно убедиться, речь не идет об определении дееспособности в строгом смысле. Дальнейшие действия нотариуса по проверке дееспособности гражданина сводятся в основном к истребованию дополнительных сведений от физических и юридических лиц (ст. 41 Основ). При этом совершение нотариальных действий на соответствующий период может быть отложено. Возможностей удостовериться в имеющихся у нотариуса сомнениях относительно состояния здоровья лица и принятия окончательного решения относительно совершения либо несовершения конкретного нотариального действия, послужившего основанием для обращения физического лица к нотариусу, несколько: получить вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина недееспособным; получить документ об отсутствии (наличии) нахождения лица на учете в психоневрологическом диспансере; получить справку от врача-психиатра о состоянии здоровья. Кроме того, нотариус в отдельных случаях может предложить заинтересованным лицам обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным в порядке, определяемом ГПК РФ. Первый вариант представляется наиболее предпочтительным для нотариуса и иных заинтересованных лиц. Вступившее в силу решение о признании гражданина недееспособным позволяет на законных основаниях отказать в совершении нотариального действия. Второй вариант - направление соответствующего запроса в психоневрологический диспансер по месту жительства обратившегося к нотариусу гражданина и (или) иные медицинские учреждения, в настоящее время малоперспективен в силу особенностей современного законодательства. Направив такой запрос, нотариус, скорее всего, получит отрицательный ответ со ссылкой на невозможность передачи сведений в соответствии со ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Согласно ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, именуемой "Врачебная тайна", информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Этой статьей также определяется, в каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную или медицинскую тайну, без согласия гражданина (пациента) или его законного представителя. К ним относятся следующие основания: в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; в случае оказания помощи несовершеннолетнему, не достигшему по общему правилу 15-летнего возраста, для информирования его родителей или законных представителей; при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий; в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Иной вариант развития событий в части ответа на соответствующий запрос нотариуса также возможен, но тогда возникает вопрос о законности действий должностных лиц медицинского учреждения, и гражданин может обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного личности разглашением сведений, относящихся к медицинской (врачебной) тайне. Приведенный нами сам перечень Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан построен как закрытый или исчерпывающий. Другие федеральные законы также не содержат норм, позволяющих на их основе предоставить такого рода информацию нотариусу. Конституция Российской Федерации провозгласила, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). При этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ). Провозглашенные и гарантируемые Конституцией РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). В ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан отчетливо проявляются ограничения права на медицинскую или врачебную тайну, обусловленные необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, именно с позиций необходимости обеспечения надлежащей защиты здоровья и жизни других лиц следует рассматривать возможность передачи медицинскими работниками компетентным органам соответствующих сведений при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Как показывает анализ действующего законодательства и имеющейся практики, деятельность нотариусов осуществляется от имени государства, носит публично-правовой характер, служит защите прав и свобод граждан, их законных интересов, стабильности гражданского оборота, поддержанию правопорядка и нормальному функционированию правосудия <4>. -------------------------------- <4> См., например: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Кроме того, нельзя не обратить внимания и на требование ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения. Таким образом, полученные нотариусом сведения о здоровье лица в дальнейшем не подлежат какой-либо огласке (приобретая режим нотариальной тайны), они имеют значение лишь для принятия нотариусом решения о совершении либо отказе в совершении того или иного нотариального действия. Полагаем, что п. 4 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан может в связи с изложенным быть дополнен следующим пунктом: "По запросу нотариуса, осуществляющего нотариальные действия". Эти изменения позволят, на наш взгляд, более эффективно реализовывать принадлежащие нотариусу права и исполнять возложенные на него обязанности. Правда, и здесь нас поджидают трудности. Отрицательный ответ ничего нового в разрешение возникших сомнений не привносит. Лишь нахождение лица на учете в психоневрологическом диспансере, официальные сведения о лечении в психиатрических клиниках позволяют удостовериться в имеющихся у нотариуса сомнениях относительно способности лица осознавать фактический характер своих действий или руководить ими, однако и в этом случае сохраняется ряд проблем. Последующий отказ от совершения нотариального действия может быть обжалован в суд. Но здесь у нотариуса имеются доказательства обоснованности сомнений в дееспособности гражданина. Теперь решение вопроса о дееспособности (недееспособности) гражданина - основная проблема суда. Третий вариант - получение справки о состоянии здоровья гражданина, - на наш взгляд, является наиболее проблемным. Во-первых, необходима справка исключительно врача-психиатра, заверенная надлежащим образом. Однако такая справка может быть дана пациенту лишь в случаях, когда он лечился, наблюдался у врача-психиатра, в противном случае в справке нечего будет указывать (см. вариант второй). Во-вторых, справка врача, наблюдавшего пациента единолично, также не исключает ошибки. Не случайно для решения вопроса о медицинском критерии недееспособности гражданина привлекается комиссия врачей-психиатров, что повышает достоверность данного заключения (хотя и здесь бывают ошибки) <5>. -------------------------------- <5> См., например: Шумский Н. Г. Диагностические ошибки в судебно-психиатрической практике. СПб., 1997.
Отмеченное выше не означает, что нотариус не должен делать соответствующие запросы, получать медицинские справки от заинтересованных лиц и проч., хотя эти действия не всегда могут привести его к получению искомого ответа, позволяющего либо не позволяющего сделать однозначный вывод о способности лица осознавать фактический характер своих действий или руководить ими. В случае отсутствия у нотариуса документально подтвержденных данных о наличии у гражданина заболеваний, которые могут повлиять на его способность осознавать фактический характер своих действий или руководить ими, следует руководствоваться закрепленной в ГК РФ презумпцией дееспособности гражданина, достигшего установленного законом возраста. Иными словами, нотариус, не имеющий достаточных и достоверных сведений о недееспособности лица, должен совершить соответствующее нотариальное действие. Направление же запросов и получение ответов по ним нужны нотариусу для доказательства в суде принятия им всех разумных, достаточных мер для решения вопроса о дееспособности лица. Завершая изложенное, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в нотариальной практике следует исходить из презумпции дееспособности лица, достигшего установленного законом возраста. Во-вторых, способы и порядок совершения нотариусом действий, направленных на установление факта дееспособности (недееспособности) гражданина, должны найти адекватное законодательное закрепление.
Название документа