Белорусская организация размещает рекламу своей продукции на сайте российской организации. Следует ли российскому собственнику этого сайта производить исчисление и уплату НДС в Российской Федерации при реализации этих услуг?

Ответ: Исчисление налога на добавленную стоимость при реализации рекламных услуг не производится российским рекламистом, так как местом реализации этих услуг не признается территория Российской Федерации.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается также реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол по услугам) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола по услугам). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом по услугам.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола по услугам местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.

Согласно ст. 1 Протокола по услугам рекламные услуги - услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.

Поскольку рекламные услуги не приобретаются налогоплательщиком Российской Федерации, местом реализации этих услуг не признается территория Российской Федерации.

Соответственно, исчисление налога на добавленную стоимость при реализации рекламных услуг не производится российским рекламистом.

А. В.Недоступ

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

13.06.2013