Организация (морской порт) оказывает услуги по обслуживанию морских судов в период их стоянки в порту, связанные с портовой буксировкой судов и предоставлением причальной линии, в рамках договоров, заключенных с морскими агентами

Признаются ли такие услуги объектом налогообложения по НДС?

Ответ: Поскольку организация (морской порт) оказывает услуги по буксировке судов и предоставлению причальной линии в соответствии с заключенными с морскими агентами договорами, действуя при этом в собственных интересах, а не в интересах другого лица, правовых оснований для отказа ей в освобождении от налогообложения НДС данных услуг не имеется. Такие услуги освобождаются от налогообложения НДС при выполнении следующих условий:

- наличии у организации соответствующей лицензии;

- наличии раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в РФ, порядок осуществления деятельности в морских портах, в том числе оказания услуг, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 261-ФЗ в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров и иных услуг.

В отношении услуг по буксировке судов, морскому агентированию, морскому посредничеству, морскому страхованию, а также услуг, связанных с проведением в морском порту спасательных операций, применяются правила, установленные Гражданским кодексом РФ и Кодексом торгового мореплавания РФ (ч. 9 указанной статьи).

Согласно ст. 232 КТМ РФ по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

В соответствии со ст. 225 КТМ РФ по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект:

- на определенное расстояние (морская буксировка);

- для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

Договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме. Соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме (п. 2 ст. 227 КТМ РФ).

Объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализации предметов залога и передаче товаров (результатов выполненных работ, оказанию услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Из положений пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС на территории РФ операции по реализации:

- работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке;

- услуг по классификации и освидетельствованию судов.

При этом налогоплательщик, осуществляющий операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями данной статьи, обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 указанной статьи).

Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ.

Пунктом 3 Определения Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 N 498-О-О установлено, что при разрешении споров по вопросам правомерности применения налогоплательщиками освобождения, предусмотренного пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, приоритетное значение имеют следующие обстоятельства:

- возможность квалифицировать соответствующую операцию как объект налогообложения, как он определен в ст. 146 НК РФ;

- целевая направленность данной операции именно на обслуживание морских судов и судов внутреннего плавания;

- отсутствие оснований для применения п. 7 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Кроме того, в силу п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию на основании п. 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Поскольку организация, в соответствии с заключенными договорами, оказывала услуги, перечисленные в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, и при этом действовала в собственных интересах, а не в интересах другого лица, основания для применения п. 7 ст. 149 НК РФ отсутствуют. Это означает, что правовых оснований для отказа организации в освобождении от налогообложения НДС данных услуг не имеется.

Таким образом, услуги организации - морского порта по обслуживанию морских судов в период их стоянки в порту, связанные с портовой буксировкой судов и предоставлением причальной линии, в рамках договоров, заключенных с морскими агентами, от налогообложения НДС освобождаются. При этом организация должна иметь соответствующую лицензию, а также обеспечить ведение раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ. Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2012 по делу N А42-5470/2011.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

13.06.2013