Правомерно ли установление государственным заказчиком в конкурсной документации на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ в рамках критерия оценки заявок на участие "Качество работ и квалификация участника конкурса" такого показателя, как "Количество лиц - получателей спонсорской помощи, которым участник конкурса оказывает такую помощь", в целях выяснения и оценки заказчиком степени участия участников размещения заказа в добровольном оказании спонсорской помощи интернатам, детским домам, домам инвалидов, домам престарелых и т. д.?

Ответ: Установление указанного показателя, на наш взгляд, нарушает требования ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), поскольку он не позволяет оценить ни качество работ, ни квалификацию участника конкурса и может создать преимущественное условие отдельным участникам размещения заказа.

Обоснование: В соответствии с п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 28 Закона N 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

На основании ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критерием оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (п. 1.1 ч. 4 рассматриваемой статьи).

В силу ч. 4.1 ст. 28 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным п. 1.1 ч. 4 рассматриваемой статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

При этом согласно ч. 7 ст. 28 Закона N 94-ФЗ порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее - Правила). При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.

Так, на основании п. 2 Правил оценка заявок осуществляется с использованием в том числе такого критерия оценки заявок, как качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.

Оценка заявок по критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" может производиться в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг (п. 26 Правил).

Как следует из п. 28 Правил, для определения рейтинга заявки по критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются, в частности, предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию.

Таким образом, несмотря на то что это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вправе оценивать различные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, такой показатель, как "Количество лиц - получателей спонсорской помощи, которым участник конкурса оказывает такую помощь", не позволит выявить лучшие условия контракта, что нарушает ч. 2 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, поскольку, на наш взгляд, указанный показатель нельзя признать относящимся к критерию качества работ и квалификации участника конкурса, он не позволяет оценить ни качество работ, ни квалификацию участника конкурса и может создать преимущественное условие отдельным участникам размещения заказа, которые по данному показателю будут иметь лучшее количественное значение.

Следует отметить, что ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа для должностных лиц в размере трех тысяч рублей за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Указанный вывод подтверждается Решением ФАС России от 16.04.2012 N К-616/12.

ФАС России посчитала, что установление подкритерия не позволяет оценить квалификацию участника размещения заказа и создает преимущественное условие отдельным участникам размещения заказа, что не соответствует ч. 7 ст. 28 Закона N 94-ФЗ и является нарушением ч. 2 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, а также содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В качестве дополнительной информации сообщаем, что с 01.01.2014 Закон N 94-ФЗ утрачивает силу в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

В ст. 32 Закона N 44-ФЗ установлен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки.

В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона N 44-ФЗ не допускается использование заказчиком не предусмотренных ст. 32 Закона N 44-ФЗ критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 и 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 указанной статьи.

В случае невыполнения заказчиком требования ч. 9 ст. 32 Закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

Таким образом, по нашему мнению, с 01.01.2014 заказчик также не вправе устанавливать в конкурсной документации на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ в рамках критерия оценки заявок на участие "Качество работ и квалификация участника конкурса" такой показатель, как "Количество лиц - получателей спонсорской помощи, которым участник конкурса оказывает такую помощь".

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

11.06.2013