Отбить домен

(Дегтярев И.)

("ЭЖ-Юрист", 2013, N 27)

Текст документа

ОТБИТЬ ДОМЕН

И. ДЕГТЯРЕВ

Иван Дегтярев, старший юрист, г. Москва.

Случается, что товарный знак вашей компании по звучанию и написанию совпадает с доменным именем другой компании. Правомерно ли использование такого доменного имени, которое не соответствует названию фирмы-владельца доменного имени, а совпадает с наименованием товарного знака другой компании? Можно ли добиться передачи прав на такое доменное имя?

Необходимые шаги

В идеале название компании и доменное имя, используемое ею в сети Интернет, должны совпадать. Если же ваша ситуация далека от этого идеала и вы обнаружили, что в Интернете используется доменное имя, схожее с названием вашей компании, можно предпринять попытки к тому, чтобы права на доменное имя перешли к вам.

Можно связаться с компанией, которая владеет правами на доменное имя, и договориться о покупке прав на него. Но не исключено, что такая попытка не увенчается успехом. При этом важно, зарегистрировано ли на вашу компанию право на соответствующий товарный знак.

К примеру, ваша компания называется "Тепло" и вы специализируетесь на продаже отопительных приборов. Права компании на использование товарного знака "Тепло" зарегистрированы в Роспатенте, а сайт с доменным именем teplo используется другой компанией. В таком случае необходимо подать иск в суд, предоставить доказательства того, что права на использование этого товарного знака принадлежат именно вашей компании, и требовать через суд прекращения использования такого доменного имени другой компанией.

Если же права на использование товарного знака вам не принадлежат, тогда сначала нужно зарегистрировать такие права в Роспатенте. И затем подать исковое заявление в арбитражный суд об обязании ответчика прекратить незаконное использование доменов, о признании права истца на администрирование доменов с доменными именами.

Права на интеллектуальную собственность

В соответствии с п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122 вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. Экспертиза в силу ч. 1 ст. 82 АПК РФ назначается лишь в случае, когда для сравнения обозначений требуются специальные знания.

В настоящий момент арбитражные суды делают вывод о том, что доменное имя, в котором используется товарный знак в точном его варианте, - единственный способ индивидуализации доменов и в случае совпадения доменного имени и товарного знака передают истцу право администрирования доменов. Так, в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 по делу N А40-22997/10-15-161 по иску компании Miele & Cie. KG о запрете использования обозначения, сходного до степени смешения с товарными знаками и фирменным наименованием, взыскании компенсации, ФАС МО от 15.03.2011 N Ф05-1392/2011 судебные органы подтвердили эту позицию.

Данные меры позволят обществу в идеальном варианте получить право на домены и их администрирование, а в менее благоприятном варианте суд обяжет ответчика прекратить использование обладателя товарного знака в сети Интернет.

В соответствии со ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (далее - исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Статья 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года содержит общий запрет недобросовестной конкуренции, под которой в параграфе 2 понимаются всякие акты, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах. В силу названной международной нормы подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было образом вызывать смешение обозначений предприятия, продуктов или промышленной и торговой деятельности конкурента.

Согласно ст. 1474 ГК РФ юридическому лицу также принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

В силу п. 6 ст. 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном ГК РФ, требовать признания недействительности предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения. Под частичным запретом на использование в отношении фирменного наименования понимается запрет на его использование в определенных видах деятельности.

Название документа