Субъекты права на доменное имя

(Сокерин К. В.) ("Юридический мир", 2007, N 4) Текст документа

СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА ДОМЕННОЕ ИМЯ

К. В. СОКЕРИН

Вопросы регулирования отношений по поводу доменных имен в течение последних лет активно обсуждаются юристами и техническими специалистами. Вместе с тезисами о необходимости такого регулирования и возможности обойтись без такого регулирования вообще затрагивается и вопрос о возможности такого регулирования на национальном уровне. Вопрос о возможности эффективного правового регулирования отношений по поводу доменных имен национальным законодательством обусловлен, во-первых, транснациональным характером Интернета и, во-вторых, распространенностью отношений, стороны которых находятся в разных государствах, что затрудняет, с одной стороны, установление норм, которые должны учитывать, что отдельные участники отношений могут находиться вне национальной юрисдикции (проблема установления правовой охраны), и, с другой стороны, вызывает сомнение о возможности эффективного применения таких норм (проблема обеспечения правовой защиты). Многие зарубежные страны, как известно, пошли по пути принятия Единообразной политики разрешения споров о доменных именах <1>, которая устанавливает внесудебную процедуру третейского разбирательства, в рамках которой проблема правовой охраны сводится к признанию сторонами обязательности правил регистрации доменных имен, а проблема правовой защиты сводится к признанию обязывающей силы третейского решения регистратором доменных имен. И то и другое легко достижимо путем введения в договор (правила) регистрации доменного имени оснований для лишения права на доменное имя и третейской оговорки. Этот путь невозможен для России, потому что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации": "Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения". Специфика споров о праве на доменное имя такова, что согласие владельца права на доменное имя на передачу спора на рассмотрение третейского суда маловероятно (в большинстве случаев ответчиком выступает лицо, зарегистрировавшее доменное имя недобросовестно). А возможность заключения предварительного третейского соглашения, по которому лицо, регистрирующее доменное имя, обязывалось бы заключить третейское соглашение с любым лицом, которое заявит о своем праве на доменное имя, не предусмотрена законом. Существуют и другие сомнения относительно возможности введения третейской процедуры для разрешения споров о праве на доменное имя в России <2>. -------------------------------- <1> http://www. internet. law. ru/intlaw/udrp/policy. r.php. <2> См., например: Наумов В. Б. Процессуальный статус UDRP в России: возможности и парадоксы // http://russianlaw. net/law/law. htm. UDRP в чистом виде в России не приживется // http://info. nic. ru/st/46/out_67.shtml; Страх А. Юридические аспекты принятия UDRP в России // http://russianlaw. net/law/doc/a99.php.

Сложность, связанная с тем, что часть участников отношений по поводу доменных имен может находиться не под российской юрисдикцией, должна быть разрешена, что является обязательным условием рассмотрения вопроса об установлении законодательного регулирования права на доменное имя. Нахождение правильного подхода к правовому регулированию доменных имен осложняется тем, что суверенитет Российской Федерации в отношении национального домена не установлен прямо каким-либо актом. Более того, правовой режим корневого домена тоже не установлен. Корневой домен управляется юридическим лицом, Международной корпорацией по назначенным именам и адресам <3>, зарегистрированной в Калифорнии. Справедливость и необходимость распространения национального суверенитета РФ на домен RU не вызывает сомнений, но ст. 4 Конституции РФ гласит, что "суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию", оставляя открытым вопрос о распространении суверенитета на виртуальное пространство. -------------------------------- <3> International Corporation for Assigned Names and Numbers // http://www. icann. org.

В проекте четвертой части ГК РФ, принятом в первом чтении <4> Государственной Думой, попытка решить вопрос о суверенитете была предпринята с использованием формулировки: "Положения настоящего Кодекса об исключительном праве на доменное имя распространяются на доменные имена, зарегистрированные в зоне, охватываемой доменами первого уровня, закрепленными за Российской Федерацией в общепринятом порядке" <5>. Это вполне удачное по сути, хотя и не совсем корректное по форме <6> правило тем не менее не решало вопрос о возможности эффективной защиты против недобросовестного обладателя права на доменное имя, проживающего за границей, иск к которому по общему правилу ст. 28 ГПК РФ должен предъявляться по месту жительства. -------------------------------- <4> Законопроект N 323423-4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 18 июля 2006 г. // http://rniiis. ru/downloads/2006-civil-code-part-4/civil-code-part-4-text2.rtf. <5> Статья 1543 "Действие исключительного права на доменное имя". <6> Подробнее см.: Сокерин К. В. Доменные имена в проекте четвертой части Гражданского кодекса РФ // Информационное право. 2006. N 3(6); http://www. infolaw. ru/lib/2006-3-domain-names-in-civil-code.

Вопрос о возможности эффективной правовой охраны и защиты в национальном домене может быть решен, на наш взгляд, путем анализа субъектного состава правоотношений. Если одна из сторон правоотношений является российской организацией (или физическим лицом), то путем возложения законной обязанности на такое лицо можно добиться распространения правовой охраны на объект соответствующего правоотношения и обеспечения защиты прав другого участника правоотношения и третьих лиц. Отношения по поводу доменных имен в национальном домене RU возникают и существуют между: 1. Координатором и Техническим центром, т. е. Координационным центром национального домена сети Интернет, который определяет правила регистрации доменных имен в российском национальном домене сети Интернет и выполняет другие функции, направленные на организацию функционирования национального домена, и Российским НИИ развития общественных сетей, который выполняет технические функции - обеспечивает поддержку Главного реестра и системы DNS домена RU. Роли обеих организаций определены: "Координатор - уполномоченный орган, осуществляющий управление доменом RU в интересах локального и мирового интернет-сообщества и организующий функционирование Реестра домена RU" <7>; "Технический центр - организация, обслуживающая Главный реестр и обеспечивающая функционирование серверов DNS домена RU" <8>. Отношения между Координатором и Техническим центром регулируются Меморандумом о реорганизации системы регистрации доменных имен в национальном домене верхнего уровня RU <9>. -------------------------------- <7> Правила регистрации доменных имен в домене RU (утв. решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 24 апреля 2006 г. N П2-2.1,4.1/06) // http://cctld. ru/ru/doc/acting/?id21=13&i21=1. <8> Договор об оказании услуг по обеспечению доступа к реестру доменных имен домена RU (утв. решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 26 июля 2006 г. N П3-1.1/06) // http://cctld. ru/ru/doc/acting/?id21=14&i21=2. <9> Меморандум о реорганизации системы регистрации доменных имен в национальном домене верхнего уровня RU (утв. решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 7 апреля 2003 г. N П5-1.1/03) // http://cctld. ru/ru/doc/acting/?id21=18&i21=6.

2. Координатором и Регистраторами - по поводу установления правил регистрации доменных имен. Помимо Правил регистрации доменных имен в домене RU Координационным центром установлены финансовые условия деятельности регистраторов, включающие стоимость внесения изменений в Реестр и минимальную стоимость регистрации доменного имени для Пользователя <10>. Регистратор в соответствии с Правилами регистрации доменных имен в домене RU - юридическое лицо, аккредитованное Координатором для оказания пользователям услуг регистрации. -------------------------------- <10> Финансовые условия деятельности регистраторов (утв. решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 29 июня 2005 г. N П7-5.1/05) // http://cctld. ru/ru/doc/acting/?id21=17&i21=5.

3. Техническим центром и Регистраторами - по поводу аккредитации регистраторов и внесения изменений в Реестр доменных имен национального домена. Эти отношения урегулированы Договором об оказании услуг по обеспечению доступа к реестру доменных имен домена RU и Техническими условиями взаимодействия с регистраторами <11>. -------------------------------- <11> Технические условия взаимодействия с регистраторами (утв. решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 24 апреля 2006 г. N П2-2.1,4.1/06) // http://cctld. ru/ru/doc/acting/?id21=16&i21=4.

4. Регистратором и Администраторами - по поводу регистрации доменных имен. Данные отношения регулируются Правилами регистрации доменных имен в домене RU и договором, заключаемым между Регистратором и Администратором. 5. Администратором, зарегистрировавшим доменное имя, и лицом, обладающим преимущественным правом на доменное имя (заявляющим о нарушении его права фактом регистрации доменного имени). 6. Администратором, обладающим правом на доменное имя и использующим его для идентификации информационной системы в Интернете, и неограниченным кругом лиц, использующим доменное имя для адресации запросов к информационной системе. 7. Между упомянутым неограниченным кругом лиц и провайдерами, которые поддерживают локальные кэширующие серверы системы доменных имен, которые хранят временные записи о соответствии доменных имен и IP-адресов в целях увеличения производительности системы доменных имен. 8. Между Координатором и Администратором корневого домена - Международной корпорацией по назначенным именам и адресам (ICANN). Эти отношения регулируются RFC 1591 <12> с более поздними разъяснениями, сделанными в ICP-1 <13>. -------------------------------- <12> RFC 1591. Структура системы доменных имен и делегирование. 1994 // http://cctld. ru/ru/doc/translations/rfc1591/. <13> ICP-1. Структура системы доменных имен и их делегирование (Администрирование и делегирование ccTLD). 1999 // http://cctld. ru/ru/doc/translations/icp1/.

При этом в отношениях по поводу общей организации функционирования национального домена (отношения 1 - 3) обе стороны являются российскими юридическими лицами. Координатор и Технический центр являются таковыми де-факто, и появление второго координатора или технического центра приведет к ненужному усложнению существующей системы управления национальным доменом. Для регистраторов статус российского юридического лица обязателен в силу п. 1.1 Условий аккредитации регистраторов <14>. -------------------------------- <14> Условия аккредитации регистраторов (утв. решением Координационного центра национального домена сети Интернет от 18 января 2007 г. N П1-1.2/07) // http://cctld. ru/ru/doc/acting/?id21=15&i21=4.

В отношениях между Регистратором и Пользователем (4) резидентом РФ является регистратор; в отношениях группы 5 граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства участвуют на равных началах с обеих сторон. Отношения групп 6 - 7 являются отношениями по информационному обмену, и собственно право на доменное имя в этих отношениях не оспаривается, поскольку их содержанием в части, касающейся доменных имен, является использование доменных имен в качестве параметров установки соединения с информационными системами. Отношения между Координатором и ICANN могут регулироваться только нормами законодательства США в силу исторических причин и местонахождения корпорации. В сферу возможного национального регулирования уверенно попадают отношения групп 1 - 4, поскольку в них одна (4) или обе (1 - 3) стороны являются российскими юридическими лицами. И если эффективное регулирование возможно, то оно должно осуществляться, как было указано выше, путем установления обязанностей и ответственности для Координатора, Технического центра, Регистратора. Принимая во внимание, что основная цель предполагаемого правового регулирования состоит в том, чтобы упростить рассмотрение споров о праве на доменное имя, модель механизма, обеспечивающего охрану и защиту права на доменное имя следует построить, начиная от участников отношений группы 5 - Администратора и лица, заявляющего о нарушении его права регистрацией доменного имени (далее - Истец). Эффективное правовое регулирование требует, чтобы у Администратора в случае нарушения им прав Истца возникли обязанности, как материальные, так и процессуальные. В силу отсутствия возможности обязать национальным правом всех Администраторов (поскольку, как уже указывалось выше, среди них могут быть иностранные лица, для которых национальным законодательством могут быть установлены другие нормы), необходимо установить обязанность другого лица по отношению к Истцу в случае нарушения прав последнего. Таким лицом может быть Регистратор доменного имени, который, во-первых, является российским юридическим лицом, в силу чего на него распространяются нормы национального материального права, а во-вторых, находится под российской юрисдикцией, что обеспечивает защиту нарушенных прав Истца. Таким образом, эффективное национальное правовое регулирование оборота доменных имен целесообразно обеспечить через установление обязанности Регистратора (лица, регистрирующего доменные имена) перед Истцом, в этом случае юрисдикция будет обеспечена местонахождением Регистратора.

------------------------------------------------------------------

Название документа