Об определении налоговой базы по земельному налогу, а также о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога пенсионерам; о компенсационных выплатах гражданам РФ по вкладам в Сбербанке России по состоянию на 20.06.1991

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 июня 2013 г. N 03-04-05/21214

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу взимания земельного налога и компенсации вкладов в Сбербанке России и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно ст. 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам.

Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

На основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 Кодекса).

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.

Таким образом, вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости земельных участков, находятся в компетенции Минэкономразвития России.

Статьей 395 Кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в данный перечень не включена.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога пенсионерам следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие пенсионерам.

2. Согласно Федеральному закону от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сбербанк России в период до 20 июня 1991 г.

В соответствии с принятыми законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляются компенсационные выплаты гражданам Российской Федерации по вкладам в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 г.

Общий объем средств на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан, размер компенсационных выплат по вкладам, а также перечень категорий граждан Российской Федерации, которым предусматриваются эти выплаты, устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Порядок осуществления компенсационных выплат по вкладам определяется Правительством Российской Федерации.

Перечень категорий граждан, которым предусмотрены компенсационные выплаты по вкладам в Сбербанке России в 2013 г., а также размер этих выплат установлены ст. 17 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 N 1092 утверждены Правила осуществления в 2010 - 2013 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сбербанке России, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".

Согласно Правилам гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в трехкратном размере остатка вкладов в Сбербанке России по состоянию на 20.06.1991 (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г.), а гражданам 1946 - 1991 годов рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) - в двухкратном размере остатка вкладов в Сбербанке России по состоянию на 20.06.1991 (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 г.).

Размеры указанных компенсаций зависят от срока хранения вкладов и уменьшаются на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам.

По вкладам граждан, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсации в трехкратном (двухкратном) размере остатка вкладов, повторная выплата указанных компенсаций не осуществляется.

В дальнейшем компенсационные выплаты по вкладам в Сбербанке России будут осуществляться в соответствии с принимаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

07.06.2013