Организация заключила с покупателем - дистрибьютором хозяйственных товаров договор поставки. Правомерно ли учесть в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль вознаграждение за выполнение покупателем предусмотренного договором плана по розничному товарообороту?

Ответ: По нашему мнению, выплата вознаграждения поставщиком дистрибьютору за выполнение им предусмотренного договором плана по розничному товарообороту имеет своей целью стимулирование продаж дистрибьютором, что в конечном счете ведет к увеличению продаж поставщика. Следовательно, расходы по выплате премии можно учесть для целей исчисления налога на прибыль.

Обоснование: В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ в качестве внереализационных расходов учитываются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

По мнению ВАС РФ, выплата премий для целей отнесения к расходам по налогу на прибыль должна иметь непосредственное отношение к исполнению обязательств сторон по договорам поставки. Соответственно, выплачиваемым премиям должно корреспондировать встречное предоставление, в противном случае затраты поставщиков по выплате премий могут быть признаны не отвечающими критерию экономической оправданности, установленному ст. 252 НК РФ (Определение ВАС РФ от 17.11.2011 N ВАС-11637/11).

В рассматриваемой ситуации у поставщика имеется интерес в заключении договоров поставки на указанных условиях, поскольку выплатой премий достигается косвенный экономический эффект, связанный с увеличением продаж, - поставщик стимулирует дистрибьютора к продаже большего количества товаров и, соответственно, к большему приобретению его у поставщика.

По нашему мнению, перечень видов премий, указанных в пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, наряду с премиями за достижение объема покупок остается открытым.

В силу направленности расходов в виде премии, выплаченной продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, на получение покупателем дохода суммы такой премии, по нашему мнению, могут быть отнесены к расходам для целей налогообложения.

Однако при проверке у налоговых органов может вызвать сомнение экономическая обоснованность расходов, связанных с выплатой покупателю премии за продвижение товара на рынке. Дело в том, что в качестве критерия определения размера вознаграждения принимается розничный товарооборот покупателя.

В связи с этим во избежание негативных налоговых последствий рекомендуем рассмотреть вопрос об отражении в договорах поставки с покупателями условий, позволяющих сделать вывод о непосредственном влиянии выплачиваемых вознаграждений на увеличение оптового товарооборота, то есть объем продаж продавца.

Н. Н.Верешко

Консалтинговая группа "МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ"

06.06.2013