Российская организация (исполнитель) заключила договор на оказание консультационных услуг находящемуся на территории Российской Федерации посольству иностранного государства. Возникает ли в этом случае у исполнителя услуг объект налогообложения по НДС?

Ответ: Реализация консультационных услуг находящемуся на территории Российской Федерации дипломатическому представительству иностранного государства не является объектом налогообложения по НДС.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен ст. 148 НК РФ.

Согласно нормам пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации консультационных услуг является Российская Федерация в том случае, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

То есть покупатель считается осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации при выполнении одного из перечисленных выше условий. В рассматриваемой же ситуации этого не происходит.

Если покупатель консультационных услуг не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, то местом реализации консультационных услуг Российская Федерация не признается (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Специалисты Минфина России в Письме от 23.01.2013 N 03-07-08/05 также придерживаются позиции, согласно которой Российская Федерация не признается местом реализации услуг, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, дипломатическому представительству иностранного государства в Российской Федерации. Свою точку зрения чиновники аргументируют тем, что дипломатические представительства относятся к органам представляющих государств.

Такие выводы специалисты финансового ведомства сделали в отношении договора об оказании инжиниринговых услуг. Но мы считаем, что точно такой же подход будет и к консультационным услугам, поскольку они также перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ как услуги, облагаемые НДС по месту деятельности покупателя.

Можно отметить, что в более раннем Письме Минфина России от 21.01.2010 N 03-07-08/14 чиновники, рассматривая ситуацию, в которой покупателями инжиниринговых услуг выступали российские посольства и консульства, посчитали дипломатические представительства частью МИД России. То есть, по сути, в этом Письме чиновники применили аналогичный подход и в отношении российских дипломатических представительств, выступающих заказчиками услуг.

Таким образом, реализация консультационных услуг находящемуся на территории Российской Федерации дипломатическому представительству иностранного государства не является объектом налогообложения по НДС.

А. А.Прохоров

Консалтинговая группа

"ЭККАУНТИНГ-СЕРВИС"

06.06.2013