Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы", осуществляет предпринимательскую деятельность в области розничной торговли через интернет-магазин (код ОКВЭД - 52.61.2)

Вправе ли ИП принимать предоплату от физических и юридических лиц за реализуемые товары через электронные платежные системы? Какими документами ему необходимо подтвердить факт получения денежных средств?

Вправе ли ИП для получения денежных средств (предоплаты), помимо расчетного счета, использовать банковскую карту (лицевой счет физического лица)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 июня 2013 г. N 03-11-11/163

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, на основании информации, содержащейся в обращении, сообщает следующее.

Правовые и организационные основы национальной платежной системы, порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществление перевода денежных средств, использование электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе установлены положениями Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ).

При этом гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, не установлено ограничений в части возможности осуществления расчетов с покупателями с использованием для этих целей электронных платежных систем.

Одновременно следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 346.17 Кодекса при применении упрощенной системы налогообложения доходы определяются по кассовому методу. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом.

Согласно п. 10 ст. 7 Закона N 161-ФЗ перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.

Таким образом, моментом погашения задолженности покупателя перед продавцом является момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. Этот момент и является датой признания дохода от реализации товаров.

В связи с этим датой получения доходов будет являться день оплаты покупателями товаров электронными денежными средствами.

При оплате товаров через электронные платежные системы (расчет электронными денежными средствами) продавец регистрируется в одной из таких систем в качестве получателя соответствующего платежа.

В этой связи документом, подтверждающим факт оплаты товара, может являться выписка по соответствующему счету у оператора платежной системы или сообщение оператора платежной системы.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в соответствии с федеральными законами.

Поэтому по вопросу о возможности осуществления расчетов с использованием лицевого счета физического лица при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли следует обращаться в Банк России.

Также сообщаем, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

05.06.2013