Вправе ли налоговый орган принять решение о взыскании доначисленных по результатам выездной налоговой проверки налогов, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банках и выставить инкассовые поручения в отношении налогоплательщика, находящегося в процессе ликвидации?

Ответ: По мнению Минфина России, процесс ликвидации не является препятствием для принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, пеней и штрафов и направления инкассовых поручений в банк. Однако при наличии документов о ликвидации юридического лица исполнить эти поручения банк не может.

На наш взгляд, действия налогового органа по принудительному взысканию налоговой задолженности являются неправомерными, так как противоречат положениям гражданского и налогового законодательства и влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика. Аналогичного мнения придерживаются судебные инстанции.

Обоснование: Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) организацией, находящейся в процессе ликвидации, урегулирован ст. 49 Налогового кодекса РФ.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 НК РФ данная обязанность исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. При этом согласно п. 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими ее кредиторами определяется гражданским законодательством РФ. Это означает, что налоговые органы не имеют приоритета перед другими кредиторами организации.

Пунктом 4 ст. 63 Гражданского кодекса РФ определено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения. Исключение составляют кредиторы третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В силу п. 1 ст. 64 ГК РФ задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в третью очередь. При этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Действия по бесспорному взысканию налоговой задолженности противоречат положениям гражданского и налогового законодательства и влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика. Следовательно, по нашему мнению, налоговый орган не вправе осуществлять такие действия. Данный подход поддержан многочисленной арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.09.2013 N А19-1757/2013, ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2012 N А26-11436/2011, ФАС Уральского округа от 06.11.2012 N Ф09-10106/12).

Заметим, что, по разъяснениям Минфина России, нахождение налогоплательщика в процессе ликвидации не является препятствием для принятия налоговыми органами решений о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов в соответствии со ст. 46 НК РФ. Однако также поясняется, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса исполнить такие решения банк не может (Письмо от 24.08.2011 N 03-02-07/1-303).

Е. М.Сигаева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

М. Н.Озерова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

27.05.2014