Организация планирует поздравить своих контрагентов с Новым годом. Для этого она заказала новогодние открытки и конверты с собственной символикой. Можно ли учесть затраты на приобретение открыток и конвертов для налога на прибыль? Вправе ли организация применить налоговый вычет по НДС?

Ответ: Если организация планирует использовать поздравительные открытки и конверты с собственной символикой в качестве почтовой корреспонденции, то затраты на их приобретение (изготовление) она вправе учесть в составе прочих расходов по налогу на прибыль как расходы на канцелярские товары и почтовые услуги. Есть пример судебного решения в поддержку данной точки зрения. При этом "входной" НДС по данным товарам организация может принять к вычету в полном объеме.

В случае использования фирменных конвертов и открыток не для переписки, а для непосредственного вручения контрагентам расходы на их изготовление, на наш взгляд, могут быть учтены для налога на прибыль в качестве нормируемых рекламных расходов при условии, что открытки и конверты не содержат указания на конкретного адресата, поскольку только в этом случае данную продукцию можно расценить как предназначенную для неопределенного круга лиц и признать рекламной. Это подтверждает арбитражная практика. "Входной" НДС по рекламным расходам чиновники требуют нормировать. Однако, по нашему мнению, данное требование не согласуется с нормами законодательства и вычет можно заявить в полном объеме, за исключением случаев, когда расходы на приобретение единицы данных товаров не превысили 100 руб. Такая позиция поддержана судебными органами.

Необходимо отметить, что налоговые органы могут не признать данные расходы рекламными, расценив раздачу открыток и конвертов как безвозмездную передачу имущества. В этом случае проверяющие исключат такие расходы из состава налогооблагаемых, а также потребуют начислить НДС с безвозмездной реализации. Рекомендуем оспаривать такие действия проверяющих. С учетом наличия арбитражной практики в пользу налогоплательщика шансы на положительный исход подобного спора можно оценить как высокие.

Обоснование: В данном случае все зависит от того, как организация будет использовать приобретенные открытки и конверты.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами в целях налогообложения прибыли признаются любые затраты налогоплательщика, которые экономически оправданы, документально подтверждены и понесены в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 24 и 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам на производство и реализацию относятся, в частности, расходы на канцелярские товары и на почтовые услуги. Если организация планирует использовать открытки и конверты по прямому назначению, то есть в качестве средства связи (почтовой корреспонденции), то независимо от наличия или отсутствия на них символики расходы на их приобретение могут быть учтены для налога на прибыль в составе прочих расходов. Данные выводы подтверждаются Письмом Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-04/2/228, а также Постановлением ФАС Московского округа от 03.09.2013 по делу N А40-22927/12-107-106.

При этом "входной" НДС по конвертам и открыткам организация вправе принять к вычету в полном объеме при условии, что соблюдаются общие условия применения налогового вычета, предусмотренные п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ:

- приобретение товаров для операций, облагаемых НДС;

- их принятие на учет на основании соответствующих первичных документов;

- наличие счета-фактуры продавца, оформленного в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ.

При использовании конвертов и открыток не для переписки, а для непосредственного вручения контрагентам есть вероятность того, что налоговые органы расценят данные действия налогоплательщика как безвозмездную передачу имущества, расходы на которую не учитываются при налогообложении прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ. В этом случае на стоимость подаренных открыток и конвертов контролирующие органы также потребуют начислить НДС, поскольку согласно п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача товаров на безвозмездной основе признается их реализацией, которая образует объект обложения по этому налогу. С вычетом "входного" НДС в данной ситуации проблем быть не должно, так как начисление налога с безвозмездной реализации означает использование товаров в операциях, облагаемых НДС.

Однако, на наш взгляд, при таком варианте использования открыток и конвертов с собственной символикой затраты на их приобретение (изготовление) организация может учесть для налога на прибыль в качестве рекламных (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом открытки и конверты не должны содержать указания на конкретного адресата, ведь согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В силу абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ данные рекламные расходы будут нормироваться и организация сможет признавать их для целей налогообложения в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Заметим, что, по мнению Минфина России, затраты на изготовление конвертов с указанием на них информации об организации не признаются рекламными расходами, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц (Письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/801). Однако при отсутствии в открытках или на конвертах указания на конкретного адресата заранее невозможно определить, до кого данная информация будет доведена. Следовательно, такая информация может считаться предназначенной для неопределенного круга лиц, а расходы могут быть отнесены к рекламным. К такому выводу пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 28.09.2010 N КА-А40/10953-10 по делу N А40-172860/09-76-1264.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 07.05.2008 N А29-6646/2007, признавая правомерность учета в расходах затрат на создание в том числе новогодних открыток с символикой налогоплательщика, указал, что такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена. Если заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена, то их круг является неопределенным.

Выводы о правомерности отнесения в состав рекламных расходов стоимости фирменных открыток содержатся также в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 по делу N А26-12427/2009, ФАС Московского округа от 19.08.2009 N КА-А40/7730-09 по делу N А40-69714/08-107-332.

Что касается вычета "входного" НДС по расходам на рекламу, нормируемым в целях налогообложения прибыли, то в настоящее время данный вопрос является спорным. Так, Минфин России настаивает на том, что на основании абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ суммы НДС по таким расходам следует принимать к вычету в размере, соответствующем установленным гл. 25 НК РФ нормам (см., например, Письма Минфина России от 13.03.2012 N 03-07-11/68, от 06.11.2009 N 03-07-11/285).

В то же время УФНС России по г. Москве разъясняет, что в силу п. 7 ст. 171 НК РФ обязанность нормирования вычетов возникает только в отношении представительских затрат и затрат на командировки. В отношении остальных нормируемых затрат вычет производится в полном объеме (Письмо УФНС России по г. Москве от 19.08.2013 N 13-11/083321@). Такой подход основан на положениях Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2604/10 по делу N А75-5296/2009 и широко применяется судами федеральных округов (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 30.11.2012 по делу N А40-135314/11-107-565, от 12.11.2009 N КА-А40/11969-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2009 N А53-9907/2008-С5-44, ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 N А55-5349/2007).

Также следует учитывать, что на основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагается НДС передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 руб. Согласно разъяснениям УФНС России по г. Москве в случае применения ст. 149 НК РФ сумма налога, предъявленная при приобретении товаров, предназначенных для рекламной раздачи, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости товаров на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ (Письмо от 09.02.2010 N 16-15/13276).

Таким образом, если организация отнесла стоимость приобретения (изготовления) открыток и конвертов с собственной символикой к нормируемым расходам на рекламу, она вправе заявить "входной" НДС к вычету в полном объеме, кроме тех случаев, когда расходы на приобретение единицы данных товаров не превысили 100 руб. В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов их можно оспорить, ссылаясь на арбитражную практику, которая складывается в пользу налогоплательщиков.

Е. М.Сигаева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

М. Н.Озерова

Группа компаний

"Аналитический Центр"

27.05.2014