Муниципальное унитарное предприятие (МУП) признано несостоятельным (банкротом), было открыто конкурсное производство. В конкурсную массу конкурсный управляющий включил общежитие, закрепленное на праве хозяйственного ведения за МУП. Собственником данного имущества являлось муниципальное образование. МО обратилось в суд с требованием исключить общежитие из конкурсной массы и передать его в муниципальную собственность. Правомерно ли данное требование?

Ответ: Данное требование правомерно. Включение в конкурсную массу должника (МУП) общежития, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, противоречит действующему законодательству, так как собственником является МО и общежитие должно быть передано в жилищный фонд собственника без дополнительных условий, то есть безвозмездно.

Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Согласно п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

В соответствии со ст. 131 Закона N 127-ФЗ все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

В силу п. п. 5 и 6 ст. 132 Закона N 127-ФЗ жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

Передача социально значимых объектов, указанных в п. 5 ст. 132 Закона N 127-ФЗ, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В ч. 1 ст. 92 ЖК РФ перечислены помещения, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, в том числе жилые помещения в общежитиях. Частью 3 рассматриваемой статьи установлено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разд. IV ЖК РФ.

Соответственно, помещения специализированного фонда не должны включаться в конкурсную массу. Указанный вывод подтверждается судебной практикой. Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.11.2008 N А19-6961/08-Ф02-5549/08 удовлетворен иск об обязании передать в муниципальную собственность здания общежитий, так как такие объекты недвижимости, как общежития, не включаются в конкурсную массу предприятия-должника и подлежат передаче публично-правовому образованию, в собственности которого они находятся.

В Определении ВАС РФ от 20.07.2012 N ВАС-8576/12 по делу N А29-4853/2011 указано, что Законом N 127-ФЗ установлен особый порядок в отношении используемого гражданами жилищного фонда (общежития предприятия-должника) и эти помещения не могут включаться в состав конкурсной массы. В передаче дела N А29-4853/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2012 отказано.

Таким образом, можно сделать вывод, что специализированный жилищный фонд, в который входит общежитие, находящееся в собственности муниципального образования, не должен включаться в конкурсную массу должника, так как это противоречит Закону N 127-ФЗ, данное имущество должно быть исключено из конкурсной массы и передано в жилищный фонд собственника без дополнительных условий.

Е. Д.Носкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

03.06.2013