В состав активов ПИФа приобретены акции, которые впоследствии были внесены управляющей компанией ПИФа в уставный капитал ООО

Согласно абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права).

Таким образом, при внесении акций в уставный капитал ООО их стоимость для ООО определяется исходя из данных налогового учета участника.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ).

Между тем законодательство о налогах и сборах не предусматривает для управляющей компании ПИФа правил учета расходов по приобретенным акциям. Управляющая компания ПИФа не ведет налоговый учет в отношении акций, приобретенных в состав активов ПИФа.

Управляющая компания ПИФа как сторона, передающая акции в уставный капитал ООО, не определяет по данным налогового учета стоимость (остаточную стоимость) этих акций, но она может документально подтвердить произведенные за счет средств ПИФа расходы на приобретение акций.

Как следует из п. 2 ст. 280 НК РФ, для целей исчисления налога на прибыль стоимость акций определяется исходя из цены приобретения ценной бумаги.

Вправе ли ООО определять стоимость внесенных участником - управляющей компанией ПИФа в увеличение уставного капитала акций по цене их приобретения участником?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/1/20156

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Из письма следует, что управляющая компания паевого инвестиционного фонда внесла в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью акции сторонней компании.

Статьей 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда).

Пунктом 1 ст. 277 НК РФ определено, что стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей гл. 25 НК РФ признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевым инвестиционным фондом признается обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Поскольку паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и, следовательно, плательщиком налога на прибыль организаций, то данные налогового учета у него отсутствуют. Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при внесении управляющей компанией паевого инвестиционного фонда в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью акций сторонней компании их стоимость будет определяться исходя из документально подтвержденных расходов на приобретение таких акций.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

03.06.2013