Роль Русской православной церкви в формировании гражданского общества

(Отец Олег)

("Культура: управление, экономика, право", 2007, N 1)

Текст документа

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ОТЕЦ ОЛЕГ

Отец Олег, Благочинный Хлевенского и Усманского церковных округов Липецко-Елецкой епархии.

Всем известно о тех негативных и даже катастрофических процессах, которые происходят в современном российском обществе. Эти процессы по своему содержанию, характеру не только социально-экономические, но и духовно-нравственные и культурные. В России провозглашен курс на построение гражданского общества. Однако невозможно создать гражданское общество без соблюдения элементарных принципов человеческого мироустройства - установления уважительного отношения к власть предержащим и уважительного отношения власти к своим гражданам. Можно ли этого достичь, если у многих граждан нет элементарных представлений о нравственности? Особенно актуален вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения.

Всякому непредвзято мыслящему человеку и тем более людям церковным вполне очевидно, что опыт, приобретенный поколениями россиян на пути становления государственности и защиты родных рубежей и отеческих святынь, имеет огромное значение и признан стать краеугольным камнем мировосприятия, основой для культурного и цивилизационного развития нашего народа.

Сегодня как никогда остро перед нашим обществом стоит проблема обретения своих духовных корней, выработки того консолидирующего всех наших сограждан начала, которое принято называть "национальной идеей". Чтобы подойти к решению этой проблемы, придется вспомнить определение значения слова "гражданин" в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля: "Гражданин - член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство". Если человек не осознает личную причастность к своему народу как культурно-исторической общности, если у него отсутствует органическая связь с родной землей, если ему "за державу не обидно, то есть он безучастен к судьбе государства Российского, то, по определению, он не гражданин своего Отечества, а "житель". И самочувствие у него то же, что у проживающего в коммунальной квартире. Коммуналка - не наследственный отчий дом, который каждое новое поколение стремится обустроить получше. Важно отметить, что определения Даля отражают те традиционные нравственные категории, в которых мыслилось "гражданское общество". Фундамент такого общества составляют гражданские доблести: мирные и миротворные; честь, любовь и правда.

Есть такое выражение, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. Поэтому, пристально вглядываясь в исторический образ событий, отстоящих от нашего времени на десятки или даже сотни лет, мы должны стремиться увидеть в них то духовное зерно, из которого Промыслом Божиим возрастали могущество и слава нашего Отечества.

Мы живем в сложном и противоречивом мире. В мире, декларирующем права и свободы человека, стремящемся к единству и справедливости, и вместе с тем в мире враждебном, проникнутом грехом и пороком.

В этом мире есть немало прекрасного, доброго, чистого, святого, всего того, что христианство воспринимает как проявление "образа и подобия" Божиего в человеке. Ему свойственны детская невинность и девственная чистота, благородная дружба и незапятнанная честь, бескорыстное милосердие, искреннее сострадание, жертвенная любовь, высокий творческий поиск и вдохновение, стремление к идеалу и совершенству, мужественный подвиг и скромность. Без этого мир не смог бы существовать. "Не стоит город без святого и село без праведника". Все это лучи неистребимого богозданного мира. Мы не всегда их замечаем и редко об этом говорим, потому что чаще сталкиваемся с темными сторонами жизни. Но ведь это евангельский свет мира. Та горящая свеча в мрачном мире, которую нельзя ставить под сосудом, но на высоком подсвечнике, чтобы светила всем (Мф. 5, 14 - 15). К сожалению, эти благородные порывы души встречаются не так уж часто, и мы вынуждены вслед за апостолом констатировать, что люди "исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы" (Рим. 1, 29 - 31).

Святая церковь, пребывая в человеческом сообществе и совершая завещанное ей Спасителем дело свидетельствования истины, не может оставаться равнодушной к беспокоящим это сообщество проблемам.

Современный мир, утративший чувство "священного", действует на основании исключительно прагматических, утилитарных мотивов, руководствуясь принципом "бери от жизни все". Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущем к общественной катастрофе.

Когда в сердце не остается места для сострадания, милосердия, жертвенной любви, которая, по апостолу, есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14), тогда на смену им приходят равнодушие, отчужденность, вражда, ожесточение. Человек тогда становится лишь средством, "живой вещью", необходимой для реализации определенных проектов.

Вместе с тем из ценностной шкалы общества вытесняются "за ненадобностью" такие понятия, как совесть, стыд, честь, достоинство. При этом постепенно происходит процесс деформации оценок таких явлений, как жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий. Говоря словами одного из выдающихся мыслителей XX в. Ивана Алексеевича Ильина, "современный "культурный" человек стыдится своей доброты и нисколько не стыдится своей злобы и порочности".

Ныне всем нам часто приходится слышать откровенную проповедь жестокости и разврата. Почти круглосуточно с экранов телевизоров, со страниц журналов и газет обрушивается на людей поток материалов, имеющих однозначно негативный характер, пропагандирующий культ наживы, вседозволенности, агрессии.

Несомненно, грех всегда был присущ человеку, однако в прежние времена грех осознавался в качестве нравственного преступления перед Богом. Реклама порока и насилия парализует волю нации, становится причиной психических заболеваний, невиданного роста самоубийств, роста правонарушений. При этом часто забывается, что человек не только телесное, но и духовное существо, призванное к богоуподоблению. В стремлении к совершенству человек находит подлинный смысл своего существования.

Сегодня не только людей светских, но и многих из христиан беспрецедентная внешняя свобода лишает свободы подлинной, свободы от греха. Нередко фактор внешней свободы становится соблазном, провоцирует на отступление от традиций Церкви, от святоотеческого направления духовной жизни.

Сегодня, христианам необходимо со всей ответственностью осознавать свою миссию противостояния греху, свидетельства о красоте духовного мира и неоценимых радостях жизни в Боге.

Название документа