Оператор электронной площадки принял решение об отказе в аккредитации организации (ООО) в целях участия в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение отделочных работ, поскольку отсутствовали копии документов, подтверждающих полномочия руководителя - генерального директора. Исходя из представленного решения единственного участника ООО о назначении на должность генерального директора и договора между ним и ООО срок полномочий руководителя истек. Правомерны ли рассматриваемые действия оператора электронной площадки?

Ответ: Решение оператора электронной площадки об отказе в аккредитации организации (ООО) в целях участия в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта, поскольку из представленного решения единственного участника ООО о назначении на должность генерального директора и договора между ним и ООО следует, что срок полномочий руководителя истек, является неправомерным. Данный вывод подтверждается судебной практикой.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

На основании ч. 1 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору электронной площадки копии документов, подтверждающих полномочия руководителя.

Требовать наряду с документами и сведениями, указанными в ч. 2 названной статьи, представления иных документов и сведений не допускается (ч. 3 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления документов и сведений, указанных в ч. 2 названной статьи, оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа, обеспечить открытие такому участнику счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме или отказать участнику размещения заказа в аккредитации по основаниям, предусмотренным ч. 6 названной статьи, а также направить уведомление о принятом решении участнику размещения заказа.

Оператор электронной площадки обязан отказать участнику размещения заказа в аккредитации в случае непредставления им документов и сведений, указанных в ч. 2 названной статьи, или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).

На основании ч. 7 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ при принятии оператором электронной площадки решения об отказе в аккредитации участника размещения заказа предусмотренное ч. 4 названной статьи уведомление должно также содержать указание на основание принятия такого решения, в том числе указание на отсутствующие документы и сведения или не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации документы и сведения. После устранения указанных оснований участник размещения заказа вправе вновь представить документы и сведения, предусмотренные ч. 2 названной статьи, для получения аккредитации на электронной площадке.

В соответствии с ч. 8 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ отказ в аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке по иным основаниям, за исключением указанных в ч. 6 названной статьи случаев, не допускается.

В силу п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ к компетенции общего собрания участников общества относятся образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 1 ст. 40 Закона N 14-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Из взаимосвязанного анализа изложенных норм следует, что правовые нормы, устанавливающие, что истечение срока, на который лицо было избрано генеральным директором, влечет с соответствующей даты прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа общества, в Законе N 14-ФЗ отсутствуют, в связи с чем оператор электронной площадки при рассматриваемых обстоятельствах неправомерно посчитал необходимые сведения отсутствующими. Учитывая, что отказ в аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке по иным основаниям, кроме предусмотренных Законом N 94-ФЗ, не допускается, действия оператора электронной площадки являются неправомерными, в связи с чем могут быть обжалованы организацией.

Арбитражные суды по вопросу о последствиях, связанных с истечением срока полномочий руководителя общества с ограниченной ответственностью, приходят к аналогичным выводам.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25.12.2012 N А11-13294/2011 отмечает, что Закон N 14-ФЗ не устанавливает каких-либо определенных юридических последствий, связанных с истечением срока полномочий руководителя общества с ограниченной ответственностью. Какие-либо нормы, устанавливающие, что истечение срока, на который лицо было избрано генеральным директором, влечет с соответствующей даты прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа общества, в Законе N 14-ФЗ отсутствуют. Таким образом, истечение срока полномочий руководителя общества не влечет прекращение полномочий генерального директора, который обязан выполнять функции единоличного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя. Нормы Закона N 94-ФЗ не являются специальными по отношению к нормам Закона N 14-ФЗ, поскольку не содержат положений о полномочиях единоличного исполнительного органа.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2012 N А11-13293/2011, ФАС Поволжского округа от 22.11.2012 N А49-8419/2011.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 26.05.2011 N А67-5899/2008 приходит к выводу о том, что Закон N 14-ФЗ не устанавливает каких-либо определенных юридических последствий, связанных с истечением срока полномочий руководителя общества с ограниченной ответственностью. Какие-либо нормы, устанавливающие, что истечение срока, на который лицо было избрано директором, влечет с соответствующей даты прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа общества, в Законе N 14-ФЗ отсутствуют. Следовательно, директор обязан выполнять функции единоличного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя.

О. С.Дубасова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

31.05.2013