Экономическая культура личности как фактор осознанного отношения к интеллектуальной собственности
(Дворянкин О. А., Никитина Е. С.) ("Культура: управление, экономика, право", 2007, N 1) Текст документаЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
О. А. ДВОРЯНКИН, Е. С. НИКИТИНА
Дворянкин О. А., кандидат юридических наук, г. Москва.
Никитина Е. С., г. Брянск, Брянский филиал Московского университета МВД России.
Коренные преобразования в нашей стране (в 90-х годах XX в.), повлекшие смену политических и экономических основ Российского государства, были связаны в первую очередь с существенными изменениями идеологии, социальной структуры общества, реформированием экономической системы, и в первую очередь с отношением к собственности. Возникла потребность в осознании каждым человеком своего нового социального статуса, положения в социально неоднородном обществе. Старшее поколение, не имевшее личного опыта жизни в условиях рыночной экономики, в значительной степени не смогло сразу перейти в новую формацию. Молодое поколение, родившееся после реформ, не имея жизненных устоев, также оказалось не готово к новым реалиям жизни. В результате каждый человек стал сам искать и по возможности находить свое место во вновь сформировавшемся обществе. Кому-то это далось легко, другим трудно, третьи же до сих пор не могут найти себя. Тяжелей всего в переломный момент было авторам, потребителям и людям, занимающимся защитой объектов интеллектуальной собственности. Нормативные документы, регламентировавшие правоотношения в интеллектуальной собственности, устарели, права не охранялись, авторов обманывали ввиду отсутствия у них и у "новых интеллектуальных дельцов" экономической культуры личности, т. е. знания своих прав и обязанностей, под видом одного вида продукции выпускался другой, этикетка стала основным двигателем торговли. Кроме этого, отсутствовали люди, умевшие защищать авторские права и смежные права, не были сформированы гражданские институты в данном направлении, отсутствовали общества по защите прав, цепочка "автор - правообладатель - изготовитель - реализатор - потребитель" только начинала приобретать ощутимые очертания, все было отдано одному - стихийной рыночной торговле. Правоохранительные и контролирующие органы также оказались не способными на данном этапе противостоять нахлынувшей на страну "рыночной лихорадке". В результате "политика джунглей" - "каждый сам за себя" и девиз "разделяй и властвуй" во времена "денежного безвластия" играли основополагающую роль. Но те времена уже проходят, формируется новая политика жизни и общения, люди хотят жить тихо, спокойно, иметь гарантии, что они могут придумывать новые произведения, товары, и их права будут надежно защищены, авторы получат полагающееся вознаграждение, а потребитель сможет в полном объеме воспользоваться их творениями. В результате и исходя из становящихся перед обществом и конкретно перед человеком (личностью) конкретных экономических целей и задач, направленных на формирование нового общества, основную роль будет играть экономическая культура личности. От того, как человек будет воспитан с детства, какие качества ему будут привиты в самом начале жизни, какие нормы культуры, и в первую очередь экономической, отношение к собственности, он получит, во многом будут зависеть его жизненные устои и отношение к нему людей. И вот здесь одним из элементов становления человека является его отношение к интеллектуальной собственности. Можно много говорить об общей культуре человека, нравственных качествах, поведении, хороших манерах, но все равно его отношение к объектам интеллектуальной собственности (памятники, книги, аудио-, видеопродукция, товары народного потребления) является базовым. Таким образом, формирование осознанного отношения к интеллектуальной собственности необходимо начинать с раннего детства. В данной статье мы хотели бы показать один из путей сокращения противоправных действий, связанных с оборотом контрафактной продукции, посредством повышения экономической культуры личности. Но для начала надо понять, что такое экономическая культура личности. В настоящее время есть несколько определений данного понятия. Так, в Российской социологической энциклопедии <1>, Краткой экономической энциклопедии <2>, в книгах И. В. Андреевой "Экономическое образование в России: динамика социальных функций" <3> и Ю. А. Помпеева "Основы экономической культуры" <4> можно найти данные определения. -------------------------------- <1> См.: Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. С. 240. <2> См.: Краткая экономическая энциклопедия. СПб., 1998. С. 426. <3> См.: Андреева И. В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций. СПб.: Изд. "СПБГУЭиФ", 1999. С. 28. <4> См.: Помпеев Ю. А. Основы экономической культуры. СПб.: Изд. "Госуниверситет культуры", 1999. С. 4.
Однако если их систематизировать и объединить, то можно это определение изложить в следующей редакции: сложное динамическое образование, представляющее собой единство владения экономическими знаниями, умения правильно оценивать экономические явления и адекватного поведения, соответствующего экономической действительности. Таким образом, экономическая культура представляет собой часть культуры человечества, создаваемой преемственным, длительным развитием общества, совокупной работой сменяющихся поколений, накоплением их опыта и ошибок. Она - конкретно-историческое явление, складывающееся под влиянием личных потребностей и интересов, социального положения, конкретных черт воспитания, образования, особенностей мировоззрения, исповедуемой религии, самооценки человека. С учетом изложенного можно выделить четыре компонента экономической культуры личности, которые отражают сущность данного понятия и необходимы человеку в развитии его интеллектуального потенциала: - знания в области экономики; - отношение его к данным знаниям; - практическое применение умений и навыков в экономически значимых ситуациях; - возникновение интереса и потребности к непрерывной работе над собой и повышению уровня сформированности экономической культуры. Однако, чтобы человек чувствовал себя гармонически развитым, ему необходимо определить для себя следующие критерии уровня сформированности экономической культуры: 1. Степень экономической образованности, то есть наличие у гражданина определенных знаний, взглядов и убеждений экономического характера. Показателями степени экономической образованности являются: - готовность личности мыслить категориями современной экономической науки; - потребность применять достижения экономической науки на практике. 2. Степень экономической воспитанности, то есть уважение к экономическим законам; наличие правомерных экономических целей, планов, намерений в жизни, деятельности, поступках. Показателями степени экономической воспитанности являются: - выбор только правомерных экономических способов и средств удовлетворения своих потребностей; - готовность к объективной оценке социально-экономических реалий современной России. 3. Степень экономической обученности, то есть способность применять свои знания и умения в экономически значимых ситуациях: решение экономических проблем, возникающих в жизни; защита своих и общественных экономических прав и интересов. Показателями степени экономической обученности являются: - готовность анализировать перспективы и недостатки той или иной экономической ситуации; - готовность к реализации простых форм современной экономической деятельности (например, участие в защите прав потребителей). 4. Степень экономической развитости, то есть умение давать оценки, принимать решение, выбирать ориентиры, соответствующие требованиям правомерного экономического поведения. Показателями степени экономической развитости являются: - возникновение мотивов повышения уровня своей экономической культуры; - готовность к отражению и обобщению принципиально новых процессов и явлений экономики. Показателями степени экономической развитости являются: - возникновение мотивов повышения уровня своей экономической культуры; - готовность к отражению и обобщению принципиально новых процессов и явлений экономики. Формируя экономическую культуру личности, необходимо учитывать, что весь этот процесс зависит от конкретных социально-педагогических факторов среды, жизни людей. По особенностям своей природы все экономико-воспитательные факторы социальной среды делятся на две группы: 1) собственно педагогические факторы: особенности функционирования различных педагогических систем; 2) педагогически значимые факторы: не являясь педагогическими по своей природе, они тем не менее сказываются на формировании экономической культуры личности. К первой группе относятся общественные факторы педагогической природы, то есть вся педагогическая система в обществе и ее составляющие. Ведущую роль в ней играет система образования. Ее вклад в повышение экономической культуры школьников выражается в формировании их образованности, гражданской, нравственной, экономической и трудовой воспитанности, общей развитости. Система образования обязана вносить вклад в экономическую культуру не только школьников, но и взрослых граждан, обеспечивать их экономическую воспитанность. Фрагменты экономической культуры включаются в обязательные минимумы основного и среднего (полного) общего образования, в образовательные стандарты высшего профессионального образования, разрабатываются и внедряются экономические учебные дисциплины. Однако, несмотря на принимаемые меры, все же делается недостаточно, не в полном соответствии с трудностями и требованиями глобальных социально-экономических преобразований в стране. Ощущается очевидный разрыв между новым экономическим укладом демократического государства и должным уровнем экономической культуры подрастающего поколения. Ко второй группе, то есть к основным факторам, имеющим педагогическую значимость, относятся: - состояние экономики; - уровень жизни населения; - исторические, культурные, этнические, национальные, религиозные и иные особенности населения, его быта, общественного сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентаций; - отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям; - социальная справедливость в обществе; - моральный уровень в обществе; - деятельность органов федеральной и местной власти, их социальная ориентированность, молодежная политика; - морально-психологический климат в стране и на местах, господствующее общественное мнение, убеждения, настроения, интересы, представления о перспективах жизни, социальный оптимизм; - социальная дифференциация граждан; основные социальные группы и их взаимоотношения; - деятельность средств массовой информации (периодической печати, радио, телевидения); - способы проведения досуга, распространенность алкоголизма, наркомании. Особо следует выделить экономико-педагогические факторы, ориентированные на повышение уровня экономической культуры: - наличие и эффективность системы организованного и эффективного экономического воспитания личности (в том числе экономического всеобуча, педагогически целенаправленной экономической пропаганды и др.); - существование специалистов, профессионально осуществляющих экономико-педагогическую работу; - профилактическая работа, направленная на упреждение совершения правонарушений и преступлений, и в первую очередь экономических. Таким образом, рассмотренные факторы в комплексе, группами и порознь в большей или меньшей степени становятся частью образа жизни каждого человека, внося в ее атмосферу, в сознание экономическую составляющую. В зависимости от того, что реально представляют эти факторы, насколько они социально совершенны, зависят и их экономико-воспитательные влияние и эффект. Однако, к сожалению, немалая часть этих факторов в современный период жизни российского общества оказывает отнюдь не положительное влияние. В связи с этим и для нейтрализации отрицательного воздействия на человека общество целесообразно принять необходимые меры: 1) государственно-законодательные: государственную программу по экономико-воспитательной политике молодежи или включение данного направления в один, несколько национальных проектов; 2) образовательные: усиление ориентированности образовательного процесса на подготовку к жизни в условиях рыночной экономики; включение в школьные учебные планы экономических дисциплин, необходимых для формирования экономической культуры обучающихся, в том числе отношение к интеллектуальной собственности; издание учебной и научной литературы по вопросам популяризации экономической культуры и экономического воспитания населения по вопросам интеллектуальной собственности и противодействию распространения контрафактной продукции; 3) массово-информационные: поддержка правообладателей, создание негативного отношения к людям, занимающимся изготовлением и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции, созданием положительного образа сотрудников правоохранительных или контролирующих органов, пресекающих оборот поддельных товаров, защита отечественного производителя. Таким образом, можно отметить, что только правильно сформированная экономическая культура личности позволит привить гражданину нашей страны должное отношение, уважение к собственности, к культурным ценностям, создаст возможность развития интеллектуального и научного потенциала общества, приведет к совершенствованию культурного имиджа страны, сократит утечку "мозгов" за границу и ускорит процесс сокращения противоправных действий, связанных с оборотом контрафактной продукции.
Название документа