Каким образом организации необходимо проверять своих контрагентов, чтобы проявить должную осмотрительность?

Ответ: Рекомендуем написать свой стандарт должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов. В тексте данного стандарта можно указать свои обычные подходы по проверке контрагентов в ходе финансово-хозяйственной деятельности, а не для целей налогообложения, если они существуют. Также можно предусмотреть исходя из масштабов организации определенные цифровые критерии, когда эта осмотрительность проявляется. При этом в данном стандарте лучше не только указать, но и сделать оговорку по принятию рекомендованных ФНС России к исследованию признаков, указанных в абз. 4 - 10 п. 12 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, так как вряд ли налоговые органы на местах будут спорить со своим же приказом. В дальнейшем нужно просто исполнять требования данного стандарта по всем контрагентам, оформлять и сохранять первичные документы по проверке контрагентов.

Обоснование: В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано на то, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, а контрагент налогоплательщика нарушил свои налоговые обязанности, то есть налогоплательщик не сможет доказать обратное. Так как прямого установления по должной осмотрительности и осторожности нет, то лучше написать соответствующий стандарт и доказать, что он недостаточен, налоговым органам будет трудно, а у вас будет обоснованная система защиты.

ФНС России в Письме от 17.10.2012 N АС-4-2/17710 "О рассмотрении обращения" указала, что непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации, которая, в соответствии с гражданским законодательством, осуществляет свою предпринимательскую деятельность самостоятельно и на свой риск. Такие риски могут выражаться, в частности, в непоставке или несвоевременной поставке товаров, поставке некачественных товаров, неоплате отгруженных товаров, невозможности предъявления претензий к контрагентам и последующего взыскания с них понесенных потерь и пр. Налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых.

ФНС России в п. 12 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" дала рекомендации по исследованию соответствующих признаков у контрагентов и если их принять, указать в стандарте, сделать прямую ссылку на приказ, а затем соблюдать, то опровергнуть свой же приказ налоговым органам будет трудно.

Напоминаем, что при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т. п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружной рекламе, на интернет-сайтах и т. д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www. nalog. ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или однодневки), а сделок, совершенных с таким контрагентом, как сомнительных.

В. В.Семенихин

Консалтинговая группа

"Экспертбюро Семенихина"

30.05.2013