Между муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства (далее - предприятие) и организацией при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод возникли разногласия о точке разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей на спорном участке. Предприятие считает, что не должно нести эксплуатационную ответственность за спорный участок водопроводной сети, поскольку он отсутствует в перечне объектов муниципальной собственности. По мнению организации, водопроводные сети на спорном участке предназначены для решения вопросов местного значения и относятся к муниципальному имуществу, следовательно, эксплуатационную ответственность за указанные объекты должно нести предприятие. Правомерна ли в представленном случае позиция организации?
Ответ: Если между муниципальным предприятием ЖКХ и организацией при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод возникли разногласия о точке разграничения балансовой принадлежности водопроводных сетей на спорном участке, поскольку предприятие считает, что не должно нести эксплуатационную ответственность за спорный участок водопроводной сети в связи с его отсутствием в перечне объектов муниципальной собственности, то, так как водопроводные сети на спорном участке предназначены для решения вопросов местного значения и, соответственно, относятся к муниципальному имуществу, эксплуатационную ответственность за указанные объекты должно нести муниципальное предприятие ЖКХ.
Обоснование: В соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
В представленной ситуации предприятие считает, что не должно нести эксплуатационную ответственность за спорный участок водопроводной сети, поскольку он отсутствует в перечне объектов муниципальной собственности.
Согласно ч. 5, 6 ст. 8 Закона N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Закона N 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ гласит, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация считает, что водопроводные сети на спорном участке предназначены для решения вопросов местного значения и, соответственно, относятся к муниципальному имуществу, следовательно, эксплуатационную ответственность за указанные объекты должно нести предприятие.
В соответствии с п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в представленном случае позиция организации является правомерной. Водопроводные сети на спорном участке предназначены для решения вопросов местного значения и, соответственно, относятся к муниципальному имуществу, следовательно, эксплуатационную ответственность за указанные объекты должно нести предприятие.
Подтверждая указанные доводы в Определении ВАС РФ от 12.12.2013 N ВАС-17112/13, суд в аналогичной ситуации, признавая позицию предприятия неправомерной, указывает, что организация в границах городского округа водоснабжения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения. Таким образом, установив, что данное имущество предназначено для решения вопросов местного значения и, соответственно, относится к муниципальному имуществу, суды посчитали, что его отсутствие в перечне объектов муниципальной собственности не может являться основанием для возложения обязанности по его содержанию на организацию.
А. А.Болдырь
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
26.05.2014