С учетом требований гл. 49.1 ТК РФ организация заключила трудовой договор с дистанционным работником. Трудовой договор заключен путем обмена электронными документами с лицом, впервые заключающим трудовой договор. В связи с этим работник самостоятельно оформил страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Однако вскоре работник сменил фамилию. Обязан ли работодатель заниматься обменом страхового свидетельства в связи со сменой фамилии?

Ответ: Если дистанционный работник обратился к работодателю и представил документы, необходимые для обмена страхового свидетельства в связи со сменой фамилии, то организация-работодатель обязана принять все необходимые меры для обмена страхового свидетельства. Тот факт, что работник работает дистанционно и самостоятельно получил страховое свидетельство, на наш взгляд, не снимает с работодателя указанной обязанности.

Обоснование: Трудовой договор о дистанционной работе и соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора о дистанционной работе могут заключаться путем обмена электронными документами (ч. 1 ст. 312.2 Трудового кодекса РФ).

Если трудовой договор о дистанционной работе заключается путем обмена электронными документами лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает страховое свидетельство государственного пенсионного страхования самостоятельно (ч. 4 ст. 312.2 ТК РФ).

В рассматриваемом случае работник самостоятельно получил страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Вместе с этим трудовое законодательство РФ не предусматривает, что дистанционный работник должен самостоятельно заниматься обменом страхового свидетельства, в том числе в случае смены фамилии.

Заметим, что согласно п. 26 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), застрахованное лицо вправе обратиться к страхователю с заявлением об обмене страхового свидетельства в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола застрахованного лица, установления неточности или ошибочности в сведениях, содержащихся в страховом свидетельстве.

При этом работодатель должен проверить документы, подтверждающие изменение этих данных (пп. 2 - 5 п. 2 ст. 6, п. 4 ст. 7, абз. 6 п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Для обмена свидетельства работник должен заполнить заявление по форме АДВ-2, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п. А работодатель в течение двух недель должен направить это заявление в территориальное отделение ПФР вместе с описью передаваемых документов (форма АДВ-6-1) - п. 27 Инструкции N 987н.

Законодательство РФ не предусматривает, что работодатель вправе отказать работнику, который работает дистанционно, в обмене страхового свидетельства.

В связи с этим, если работник обратился к работодателю за обменом страхового свидетельства и представил ему необходимые документы, работодатель, по нашему мнению, должен заняться обменом страхового свидетельства работника. В соответствии с п. 14 Инструкции N 987н работодатель обязан выдать застрахованному лицу страховое свидетельство с новой фамилией.

Однако законодательство прямо не предусматривает, каким способом работодатель должен вручить дистанционному работнику новое страховое свидетельство. По нашему мнению, работодатель может направить работнику новое страховое свидетельство, например, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Д. И.Шофман

ООО "ФондИнфо"

28.05.2013