Вправе ли предприятие оборонно-промышленного комплекса воспользоваться пониженной ставкой по земельному налогу, предусмотренной абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, в отношении предоставленного ему земельного участка, на котором произведена застройка жилыми домами?

Ответ: Исходя из позиции Минфина России предприятие оборонно-промышленного комплекса не вправе воспользоваться пониженной ставкой по земельному налогу, предусмотренной абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, в отношении предоставленного ему земельного участка, на котором произведена застройка жилыми домами. Иную точку зрения предприятию, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке. В то же время в рассматриваемом случае указанная льготная ставка 0,3 процента по земельному налогу может быть применена на основании абз. 3 п. 1 ст. 394 НК РФ.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен данный налог.

Согласно абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

До 1 января 2013 г. указанные земельные участки не признавались объектом налогообложения на основании пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ (утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.

Пунктом 1 ст. 93 ЗК РФ предусмотрено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещения военных организаций, учреждений и других объектов, дислокации войск и сил флота, проведения учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилищ, складов и других).

Согласно пп. 11 ст. 6 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Правительство РФ принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации.

Принадлежность организации к оборонно-промышленному комплексу определяется фактом включения ее в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, порядок ведения которого установлен Положением о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96, а также Административным регламентом исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по ведению сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденным Приказом Минпромторга России от 10.08.2009 N 721.

Согласно разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в Письме от 13.03.2007 N Д08-840 (направлено Письмом ФНС России от 04.05.2008 N ШС-6-3/330), для отнесения земельных участков к ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами N 61-ФЗ, от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" и Таможенным кодексом РФ.

При этом в случае если земельные участки заняты объектами (спортивными сооружениями, жилыми домами, санаториями и т. п.), то такие участки не могут быть отнесены к ограниченным в обороте (Письмо Минэкономразвития России от 11.11.2009 N Д23-3708).

По мнению специалистов финансового ведомства, земельные участки, на которых произведена застройка жилыми домами, не относятся к ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-05-05-02/18).

Согласно Письму Минфина России от 24.07.2009 N 03-05-04-02/50 (доведено Письмом ФНС России от 17.08.2009 N ШС-17-3/157@), если земельные участки заняты исключительно объектами, не связанными с осуществлением уставной деятельности, такими как магазины, профилактории, клубы, детские сады, жилые дома, спортивные комплексы и другое, данные земельные участки не признаются ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленными для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Аналогичные выводы содержатся также в Письмах ФНС России от 17.07.2009 N ШС-17-3/138@, Минфина России от 09.06.2009 N 03-05-04-02/42, Минэкономразвития России от 29.05.2009 N Д23-1605.

В арбитражной практике отсутствует единый подход по данному вопросу. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.01.2013 по делу N А45-15726/2012 судьи пришли к выводу, что земельный участок, выделенный для строительства жилого дома сотрудников МЧС России, не относится к землям, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности страны. Исходя из закрытого перечня задач гражданской обороны, установленных ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", следует, что жилищный учет личного состава подразделений МЧС, строительство служебного жилья и жилищное обеспечение к задачам обеспечения обороны и безопасности не относятся. Следовательно, спорный земельный участок предоставлен и используется налогоплательщиком для целей, не связанных с обеспечением обороны и безопасности. С учетом положений пп. 5 п. 5 ст. 27 и пп. 2 п. 2 ст. 93 ЗК РФ, определяющих основания ограничения земельных участков в обороте и целей, при которых земельные участки подлежат предоставлению для обеспечения обороны, суд пришел к выводу о том, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте и исключению их из объектов обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обеспечения обороны. При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесении ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2012 по делу N А45-15726/2012.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 09.03.2011 N Ф09-869/11-С3 по делу N А50-14581/2010 судьи отклонили доводы о том, что все земельные участки, предоставленные предприятию военно-промышленного комплекса и используемые предприятием как единым имущественным комплексом, относятся к землям обороны и безопасности. Суд исходил из того, что земельные участки предоставлены и используются предприятием для целей, не связанных с обеспечением производства боеприпасов, вооружения и военной техники. Спорные земельные участки заняты объектами социально-культурной сферы и жилищным фондом, а именно земли поселений (населенных пунктов) со следующими видами разрешенного использования: "для бойлерной", "автостоянка", "спорткомплекс", "профилакторий", "детский клуб", "дворец культуры", "детский оздоровительный лагерь", "лыжная база", "столовая", "гараж", "автодорога", "гостиница", "свинарник", "общежитие", "жилой дом", а также заняты жилфондом и объектами ЖКХ с разрешенным использованием: "жилой дом", "берегоукрепление", "благоустройство". Объекты социально-культурной сферы и жилищного фонда не могут быть признаны относящимися к непосредственной оборонно-промышленной деятельности предприятия, они функционально не предназначены для обеспечения обороны государства, при том что инспекцией представлены доказательства использования земельных участков в целях извлечения прибыли от иной, не связанной с основной уставной деятельностью предприятия, предпринимательской деятельности.

В то же время в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 02.09.2010 по делу N А65-16071/2009, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А65-16071/2009 судьи сочли, что закрепленный за Судебным департаментом земельный участок с разрешенным видом использования - завершение строительства пятиэтажного жилого дома, предназначается для нужд судебных органов, то есть для обеспечения безопасности, и признается ограниченным в обороте.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 04.04.2012 N Ф03-884/12 по делу N А73-8029/2011 судьи отклонили доводы о том, что земельные участки, расположенные за пределами постоянной дислокации воинских частей и занятые жилыми домами, зданием клуба, спортивного зала и клуба ветеранов, трансформаторной подстанцией для жилых домов, сдаваемым в аренду гаражом, не используются для нужд обороны, поэтому не могут быть признаны ограниченными в обороте.

Как указал суд, все находящиеся у налогоплательщика земельные участки изначально переданы этому учреждению для целей, связанных с обороной и безопасностью. Земельные участки, необходимые для нужд обороны и безопасности, самостоятельно налогоплательщиком не выбирались, а предоставлялись ему на основании решений соответствующих федеральных органов, определяющих разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации, в частности Правительства РФ и Минобороны России.

Хотя в приведенных Письмах и судебных актах идет речь о применении положений пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, полагаем, данные разъяснения могут быть применимы и в отношении абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.

Необходимо отметить, что в рассматриваемом случае применение указанной льготной ставки 0,3 процента по земельному налогу на основании другой нормы - абз. 3 п. 1 ст. 394 НК РФ исключит возникновение споров с налоговыми органами.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России предприятие оборонно-промышленного комплекса не вправе воспользоваться пониженной ставкой по земельному налогу, предусмотренной абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, в отношении предоставленного ему земельного участка, на котором произведена застройка жилыми домами. Иную точку зрения предприятию, вероятно, придется отстаивать в судебном порядке.

При этом налогоплательщик не лишен возможности применить указанную льготную ставку 0,3 процента по земельному налогу на основании другой нормы - абз. 3 п. 1 ст. 394 НК РФ.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

28.05.2013