Организация обнаружила, что ею были неправильно заполнены декларации по налогу на прибыль за предшествующие налоговые (отчетные) периоды (2011, 2010 гг.). Ошибки содержались только в строках, посвященных авансовым платежам, налоговая база и сумма налога были проставлены верно

Из-за указанных ошибок организация уплачивала ежемесячные авансовые платежи в размере большем, чем следовало.

Кроме того, организация ошибочно не учла сумму перечисленных ранее авансовых платежей в годовых декларациях и уплатила сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода, полностью.

Являются ли эти суммы авансовых платежей переплатой по налогу на прибыль и как можно вернуть данные суммы, учитывая, что в 2010 - 2011 гг. организация состояла на учете в одной ИФНС России, а сейчас - в другой как крупнейший налогоплательщик?

Ответ: Уплата авансовых платежей приравнивается к уплате налога. Таким образом, организация имеет право на зачет переплаты или ее возврат.

Зачет или возврат переплаты налоговые органы осуществляют по заявлению налогоплательщика, при этом для организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, решение о зачете сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета этой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Для обеспечения возможности возврата излишне перечисленных сумм по налогу на прибыль до подачи соответствующего заявления организации необходимо обеспечить единообразие данных налогоплательщика и налогового органа, для чего требуется представить уточненные декларации за период 2010 - 2011 гг. Срок подачи заявления о возврате переплаты исчисляется с даты подачи декларации по итогам налогового периода, но не позднее установленного срока ее представления в налоговый орган.

Обоснование: Согласно ст. ст. 52 - 55 Налогового кодекса РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового, а в случаях, установленных законом, отчетного периода на основе налоговой базы исходя из реальных финансовых результатов своей хозяйственной деятельности за налоговый (отчетный) период.

На основании п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

В соответствии со ст. 58 НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

При этом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей.

В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль является год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год, по окончании которых плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.

В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Статьей ст. 287 НК РФ предусмотрены в том числе сроки уплаты авансовых платежей. При этом по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, уплата авансовых платежей является способом внесения в бюджет налога, обеспечивающим его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.

Данная позиция подтверждается п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Переплата по расчетам с бюджетом образуется, если организация уплатила большую сумму налога, пеней, штрафа, чем требуется согласно законодательству (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05).

Причиной возникновения переплаты может являться в том числе неправильный расчет налогов (авансовых платежей). При этом платеж признается излишне уплаченным, если налогоплательщик сам, без участия налогового органа, неверно исчислил сумму платежа (Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 503-О, Постановления Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 16551/11, от 27.07.2011 N 2105/11).

В любой ситуации возникновения переплаты налогоплательщик имеет право на ее своевременный зачет или возврат (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Зачет или возврат переплаты налоговые органы осуществляют по заявлению налогоплательщика (п. 4, абз. 2, 3 п. 5, п. 6 ст. 78 НК РФ). Срок подачи заявления - три года со дня уплаты в бюджет излишних сумм налогов, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено НК РФ (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ).

Особые правила исчисления срока подачи заявления о зачете или возврате излишне уплаченных в бюджет платежей действуют в случае, если переплата образовалась при перечислении авансовых платежей по налогу. О ней, в частности, свидетельствует то, что по итогам налогового периода сумма налога к уплате оказывается меньше суммы перечисленных авансовых платежей.

В таком случае трехлетний срок обращения в инспекцию с заявлением о зачете или возврате переплаты исчисляется с даты подачи декларации по итогам налогового периода, но не позднее установленного срока ее представления в налоговый орган. Такую позицию выразил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2011 N 17750/10. Нижестоящие суды разделяют это мнение (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2012 N А05-994/2011, ФАС Уральского округа от 20.07.2011 N Ф09-4398/11).

Согласно разъяснениям Минфина России (Письмо от 11.10.2010 N 03-02-07/1-451) для организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, решение о зачете сумм излишне уплаченного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета этой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика.

После получения заявления инспекция проводит проверку (по данным своего учета) факта наличия переплаты, а также задолженности по платежам в бюджет. При этом возможно проведение совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ).

Обращаем внимание, что по каждому налогоплательщику инспекция ведет карточку расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням и штрафам (далее - карточка РСБ). В ней, в частности, фиксируются данные о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях. Они заносятся на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.

Также в карточке РСБ имеются данные о поступивших платежах. Положительная или отрицательная разница между поступившими и начисленными платежами отражается соответственно как переплата или задолженность налогоплательщика перед бюджетом (п. 2 разд. I, разд. IV, VI, п. 1 разд. IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, Приложение N 1 к Единым требованиям).

Так как в представленных организацией декларациях за 2010 - 2011 гг. был допущен ряд ошибок, данные о суммах начисленного налога (авансовых платежей) были внесены в карточку налогоплательщика также некорректно.

На основании п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Таким образом, для того чтобы иметь возможность возврата сумм излишне перечисленного налога, необходимо обеспечить единообразие данных налогоплательщика и налогового органа, для чего требуется представить корректно заполненные декларации за период 2010 - 2011 гг.

М. В.Волкова

ООО "Институт независимых

социально-экономических исследований"

Материал предоставлен при содействии

ООО "ИПЦ Консультант+Аскон"

Регионального информационного центра

Сети КонсультантПлюс

25.05.2013