Работники организации, направляющиеся в командировку самолетами, оставляют служебные автомобили на платной автостоянке в аэропорту. Собственных гаражей и парковочных мест организация не имеет. По возвращении из командировки они оплачивают услуги по парковке в аэропорту и прилагают к авансовым отчетам квитанции об оплате этой парковки

Возможно ли в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на платную автостоянку служебных автомобилей, оставленных в аэропорту, в качестве командировочных расходов?

Ответ: По нашему мнению, принятие расходов на оплату парковки служебных автомобилей, оставленных на платной автостоянке в аэропорту работниками организации, направляющимися в командировку самолетами, в качестве командировочных расходов при исчислении налога на прибыль может привести к спорам с налоговыми органами даже в случае, когда их возмещение предусмотрено локальным актом организации, поскольку учет их в составе командировочных расходов напрямую Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Вместе с тем данные расходы возможно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного автотранспорта.

Обоснование: В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. На сегодняшний день такой порядок определен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее - Положение N 749).

Обязанность работодателя возмещать работнику расходы, связанные со служебной командировкой, предусмотрена ст. 168 ТК РФ и п. 11 Положения N 749. В частности, при направлении в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику расходы по проезду, найму жилого помещения, суточные и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки. В частности, к таким расходам относятся: проезд работника к месту командировки и обратно, наем жилого помещения, суточные или полевое довольствие, оформление и выдача виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов, консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, иные аналогичные платежи и сборы.

Следует учитывать, что принимаемые к учету расходы должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По нашему мнению, даже в случае, если возмещение подобных расходов предусмотрено локальным актом и упоминание об иных аналогичных платежах содержится в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, учет расходов на платную автостоянку служебных автомобилей, оставленных в аэропорту работниками, направляющимися в командировку самолетами, в качестве командировочных расходов может привлечь внимание контролирующих органов и привести к налоговым спорам, так как это напрямую не предусмотрено законодательством.

Вместе с тем организация вправе учесть расходы на платную автостоянку служебных автомобилей как расходы на содержание служебного транспорта. В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. В числе них организация вправе учесть и затраты, связанные с оплатой автостоянок и платных парковок (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2011 по делу N А05-11805/2010).

Расходы на оплату услуг платной автостоянки, подтвержденные квитанцией за парковку либо кассовым чеком, в целях налогообложения прибыли являются подтвержденными (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Рекомендуется вносить в соответствующие первичные документы информацию об автомобиле, который находится на стоянке: регистрационный номер и марку.

При этом арбитражная практика подтверждает, что расходы на парковку возможно признать в налоговом учете и при наличии у организации собственного гаража или места для парковки. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 24.09.2009 N КА-А40/8211-09-2 указано, что наличие у организации гаража не опровергает обоснованности затрат на стоянки и не делает эти расходы необоснованными, поскольку направленность расходов (получение прибыли) не зависит от наличия или отсутствия у налогоплательщика собственного гаража. К тому же в полномочия налогового органа не входит контроль за целесообразностью и эффективностью экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, по нашему мнению, организация вправе отнести к расходам для целей обложения налогом на прибыль организаций расходы, связанные с оплатой услуг платной автостоянки в аэропорту, на которой оставлены служебные автомобили работниками, направляющимися в командировку самолетами, как расходы на содержание служебного транспорта.

Е. В.Дмитриенко

ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

25.05.2013