Охрана прав покупателей в советском праве: историко-правовые аспекты гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты (1917 - 1990 гг.)
(Богдан В. В.) ("Безопасность бизнеса", 2007, N 1) Текст документаОХРАНА ПРАВ ПОКУПАТЕЛЕЙ В СОВЕТСКОМ ПРАВЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ (1917 - 1990 ГГ.)
В. В. БОГДАН
Богдан В. В., старший преподаватель кафедры гражданского права КурскГТУ.
История гражданской и уголовной защиты прав и интересов потребителей в СССР имеет свои исторические особенности, которые связаны прежде всего с коренными изменениями в жизни российского общества. После социалистической революции взгляды ученых на гражданское право были подвергнуты пересмотру. В период с 1917 г. до перехода к нэпу в государстве считали несовместимыми товарно-денежные отношения с социализмом. В соответствии с подобными представлениями широкое распространение получило мнение "о необходимости развития прямого безэквивалентного распределения материальных благ, которое должно осуществляться вне какого-либо гражданского права" <1>. В силу этого развивалась концепция о ненужности права вообще, а гражданского в особенности. Тем не менее отношения по купле-продаже товаров существовали, и их было необходимо регулировать. В 1922 г. был принят первый ГК РСФСР (далее - ГК 1922 г.), ставший результатом научных разработок в стране и стимулом к дальнейшему развитию цивилистики. -------------------------------- <1> Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М.: Проспект, 1996. С. 52.
Проведя анализ положений ГК 1922 г., можно сказать, что в нем был значительно расширен объем прав покупателей и усилена ответственность продавцов. Продавец отвечал перед покупателем за отсутствие в проданном товаре установленных качеств, за недостатки, уменьшающие цену или пригодность к употреблению. ГК 1922 г. впервые ввел сроки обращения потребителя к продавцу с соответствующими требованиями, установил три основных права покупателя в случае продажи ему некачественного товара (предоставление вещи надлежащего качества; соответствующего уменьшения покупной цены; расторжение договора и уменьшение убытков), закрепил права потребителей на товары надлежащего качества, достоверную информацию о товаре, право на судебную защиту. Качество товаров народного потребления имело "первостепенное значение для максимального удовлетворения все возрастающих потребностей трудящихся..." <2>. Поэтому первоочередной задачей советской власти в области защиты прав потребителей явилась постановка вопроса о качестве производимой и реализуемой продукции. -------------------------------- <2> Ответственность торговых организаций за ненадлежащее качество продаваемых товаров // Советское государство и право. 1965. N 9. С. 138.
Одними из самых первых положений в этой области стали Декрет Совнаркома РСФСР от 14 сентября 1918 г. "О введении международной метрической системы мер и весов" <3> и Положение о Главном комитете лакокрасочной промышленности, устанавливающее контроль над качеством продукции и мерам по его улучшению от 25 декабря 1918 г. Следующим актом, устанавливающим ответственность за выпуск некачественной продукции, стало Постановление СНК РСФСР от 30 сентября 1921 г. "О государственных подрядах и поставках". В 1926 г. появились первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат черных металлов и некоторые товары народного потребления. Первый общесоюзный стандарт был принят 7 мая 1926 г.: ОСТ 1 "Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура". К концу 30-х годов насчитывалось уже около 1000 ОСТов. -------------------------------- <3> СУ РСФСР. 1918. N 95. Ст. 3.
Однако, несмотря на всю проводимую работу, проблемные вопросы существовали повсеместно. Зачастую, "борясь за выполнение и перевыполнение плана", "ведя решительную борьбу за выполнение количественных показателей", производителям некогда было думать о качестве производимой продукции. На конференции по борьбе за улучшение качества продукции, созванной ВЦСПС, ВСНХ и другими хозяйственными организациями, делегатами было вскрыто немало фактов такого отношении со стороны руководящих организаций и отдельных рабочих к улучшению качества продукции. Конференция констатировала, что на отдельных участках систематически ухудшается качество кожи, обуви, суконно-шерстяных тканей и т. п., что приводит к претензиям со стороны широкого потребителя. Стандартизация изделий, а также внедрение утвержденных стандартов продукции в практику советских предприятий проводились крайне слабо. Даже в высших партийных кругах отмечали, что "до сего времени далеко не изжита еще в практике наших хозяйственных организаций капиталистическая "теория", что "потребитель все слопает" <4>. -------------------------------- <4> Решительнее бороться за качество продукции // Правда. 1930. 16 декабря.
Развитие уголовной ответственности за нарушение прав потребителей в молодом Советском государстве также имело свою историческую специфику. Стремление "делать все не так, как до революции" привело к разрыву с дореволюционной традицией квалификации обмана покупателей как вида мошенничества. Обман потребителя был признан деянием высокой степени общественной опасности. 20 декабря 1921 г. был издан Циркуляр НКЮ и НКМ "О мерах борьбы со злоупотреблениями и недостачами в торговле", согласно которому "невывешивание на видном и доступом месте прейскурантов с ценами на товары, пользование неправильными весами и гирями" признавалось общественно опасным деянием <5>. Ввиду отсутствия нормы, устанавливающей наказание за обман потребителя, судебная практика исходила из принципа аналогии: выпуск без проверки или сбыт мер и весов без надлежащего клейма по ст. 139 УК, употребление таковых в торговле - по ст. 141 УК <6>. -------------------------------- <5> Еженедельник советской юстиции. 1926. N 52. С. 146. <6> Еженедельник советской юстиции. 1925. N 27. С. 952.
В практике судов Курской губернии этого времени встречается немало дел, связанных с нарушением правил торговли. Так, например, приговором Льговского народного суда 1-го участка от 20 августа 1923 г. было наложено взыскание на Льговское объединение инвалидов за незапатентованную торговлю пивом в июне 1923 г. из торгового помещения в г. Льгове. В соответствии со ст. 139(а) УК 1922 г. объединение было подвергнуто штрафу в доход Республики в сумме 2 рубля золотом по курсу на день уплаты <7>. -------------------------------- <7> Государственный архив Курской области (далее - ГАКО). Ф. Р-166, оп. 1, д. 739, л. 12. Более значительный штраф был взыскан народным судом 1-го участка Рыльского уезда с гражданки Д. Трифановой за беспатентную торговлю обандероленными табачными изделиями по ст. 141 УК 1922 г. Суд приговорил ее к взысканию в общей сумме 63 рублей дензнаками 1923 г., а также к денежному штрафу в сумме 50 рублей золотом за нарушение правил о торговле. В кассационной инстанции приговор был утвержден и оставлен без изменения (Ф. Р-166, оп. 1, д. 740, л. 3 - 15).
Квалификация обмана покупателя по статье о нарушении правил торговли не обеспечивала успешной борьбы с этим преступлением. Подобное положение дел привело к действительно историческому событию: 25 июля 1934 г. впервые была установлена уголовная ответственность за обман потребителей Постановлением ЦИК и СНК СССР "Об ответственности за обворовывание потребителя и обман Советского государства", установившая наказание в виде лишения свободы до 10 лет <8>. Предпосылкой для принятия закона, ужесточающего ответственность за обман покупателей, стало политическое решение ЦК ВКП(б), принятое 26 июня 1934 г., обязывающее газетные редакции "беспощадно разоблачать, как нэпманских перерожденцев, организации и лиц, виновных в нарушении розничных цен" <9>. -------------------------------- <8> СЗ СССР. 1934. N 41. Ст. 325. <9> Правда. 1934. 5 авг.
После Великой Отечественной войны четкие правовые механизмы в обеспечении интересов потребителей отсутствовали, а это повлекло появление новых и интересных способов реализации их прав на практике. С 1945 г. широкое распространение получило проведение социалистического соревнования между торговыми предприятиями. Среди основных задач, стоящих перед лицами, осуществляющими розничную торговлю, выделилась задача "повышения культуры обслуживания населения" <10>, в которую был включен конкретный перечень мероприятий, проводимых с целью защиты прав граждан от недобросовестных продавцов. -------------------------------- <10> ГАКО. Ф. Р.-4797, оп. 1, д. 76, л. 36.
В конце 40-х годов в СССР развернулось движение по созданию бригад отличного обслуживания покупателей, которые образовались на конкретном примере старшего продавца магазина N 31 Московской конторы "Гастроном" И. Д. Коровкина, первого инициатора создания таких бригад. В связи с подобным опытом Министерство торговли СССР издало Приказ от 25 июля 1949 г. N 640 "О распространении опыта работы бригады отличного обслуживания покупателей, организованной ст. продавцом магазина N 31 Московской конторы "Гастроном" товарищем Коровкиным И. Д.". Разосланный приказ по всем областным торговым отделам произвел настоящую сенсацию. На местах были проведены партийные и комсомольские собрания о развертывании социалистического соревнования по отличному обслуживанию покупателей. В результате такой работы в Курском облторге за месяц было создано 26 бригад. За два дня (7 - 8 августа 1949 г.) в Курском тресте столовых было организовано сразу 7 бригад (3 бригады отличного качества и 4 бригады отличного обслуживания) <11>. -------------------------------- <11> ГАКО. Ф. Р-4797, оп. 1, д. 258, л. 21.
С середины 50-х годов права потребителей, зафиксированные в гражданском законодательстве, принятом еще в 20-е годы, стали дополняться различными ведомственными актами. Приказом министра торговли СССР от 15 июня 1956 г. N 333 был установлен порядок обмена и возврата недоброкачественных товаров. Он регулировал вопросы, касающиеся сроков обращения граждан, обнаруживших в купленном товаре недостатки. Однако полностью реализовать свое право на расторжение договора потребитель мог не всегда. Циркулярным письмом Министерства торговли СССР от 30 ноября 1956 г. N 0527 было установлено, что замена в телевизорах и других радиотоварах электровакуумных изделий (радиоламп, кинескопов), сопротивлений и конденсаторов не дает покупателю права требовать обмена товара или возврата его стоимости. Также особый порядок ответственности торгового предприятия был установлен за продажу недоброкачественной обуви. Правила обмена и ремонта недоброкачественной обуви, купленной в розничной торговой сети, утвержденные Министерством торговли СССР 7 мая 1956 г. по согласованию с Министерством легкой промышленности СССР и Центропромсоветом, а также Правила обмена недоброкачественных галош, резиновых туфель и резиновых ботиков указывают пороки обуви, дающие право покупателю на обмен товара или расторжение договора. Розничное торговое предприятие несло ответственность за продажу некачественных товаров. Основные Правила работы магазина, утвержденные для государственной торговой сети Приказом министра торговли РСФСР от 27 ноября 1958 г. N 399 и для магазинов потребительских обществ - Центросоюзом, устанавливали обязанность магазина принимать от покупателей товары, имеющие явные или скрытые недостатки или не соответствующие наименованию и сорту, под которым они были проданы <12>. -------------------------------- <12> Ответственность торговых организаций за ненадлежащее качество продаваемых товаров // Советское государство и право. 1965. N 9. С. 139 - 140.
В конце 50-х - начале 60-х годов широкое развитие получает система самообслуживания граждан и внемагазинные формы торговли, которые должны были облегчить работу продавцов и тем самым улучшить качество обслуживания населения. Но это не привело к желаемым результатам в "культуре обслуживания потребителей". Даже в литературе отмечалось, что "советские юристы находятся в долгу у потребителей за то, что до сих пор не внедрена система эффективного контроля за качеством народного потребления и ответственности за поставку и продажу брака". Гражданское законодательство начала 60-х годов, можно сказать, улучшило положение потребителя. Покупатель получил дополнительные возможности по своему выбору требовать либо безвозмездного устранения недостатков, или возмещение расходов, связанных с исправлением обнаруженных недостатков. Но наряду с положительными моментами в деле защиты прав потребителей налицо были и негативные явления. Прежде всего это касалось несоответствия некоторых статей Основ друг другу. Так, например, ч. 1 ст. 41 прямо устанавливала выбор санкций за продажу некачественного товара за покупателем, в то время как в ч. 2 ст. 42 не указывалось о принадлежности покупателю права выбора санкции. Это приводило к тому, что выбор санкции осуществлялся самой торгующей организацией. И в Основах, и в ГК союзных республик не был определен порядок осуществления покупателем своих прав при приобретении вещи в розничном торговом предприятии. Этот порядок согласно ГК большинства союзных республик устанавливался Советом Министров союзной республики или Министерством торговли. Отсутствовали в Основах и ГК РСФСР и общие положения о договорах в сфере обслуживания граждан, а это, в свою очередь, привело к широчайшему развитию ведомственного нормотворчества. Министерства и ведомства, используя свои монопольные позиции в соответствующих отраслях, при издании разнообразных правил, пренебрегали не только интересами потребителей, но и самим гражданским законодательством. Тапросто пригласить директора для прояснения ситуации или потребовать жалобную книгу). Среднестатистического потребителя в Союзе (как, впрочем, и в современной России) всегда характеризовала низкая активность по защите своих прав и законных интересов. На практике проявлялась полная безграмотность населения как в отношении своих потребительских прав, так и в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг). К концу 80-х годов законодательство о защите прав потребителей представляло собой крупный массив правовых актов различного уровня, включающий в себя нормы различных отраслей права. Однако кроме положительных тенденций, прослеживающихся в советском гражданском законодательстве начала 60 - 80-х годов о защите прав потребителей, выявляются весьма существенные недостатки, которые в дальнейшем привели к коренным переменам в данной сфере. Прежде всего это касалось того, что отношения между торговыми предприятиями и потребителями строились на основе ведомственных нормативных актов, а гражданское законодательство, по сути, не освещало особенностей, присущих данным отношениям. Подзаконные акты, в свою очередь, принимались самим заинтересованным ведомством. Эти акты нередко ограничивали права потребителей и не создавали соответствующих гарантий этих прав. Кроме того, сами нормативные акты ввиду отсутствия мероприятий по просвещению и информированию граждан об их потребительских правах не были доведены до сведения широкого круга населения, в силу чего потребители фактически находились во власти своих контрагентов. Факт навязывания дополнительной покупки "в нагрузку" не пользующегося спросом товара (или навязывание дополнительно ненужной услуги) широко известен, а этому способствовал именно абстрактный характер формулировки договоров об удовлетворении потребностей граждан в Основах и ГК РСФСР. В дальнейшем в связи резким изменением политического и экономического курса страны реформирование законодательства в данной области стало опираться на международно признанные нормы о защите прав потребителей, что нашло свое отражение в первом в истории СССР Законе о защите прав потребителей 1991 г., так, к сожалению, и не вступившем в законную силу в связи с распадом Советского государства.
Название документа